На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
9.Занавес опустился ::: Налимов В.В. - Канатоходец ::: Налимов Василий Васильевич ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Налимов Василий Васильевич

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Музея
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Налимов В. В. Канатоходец. – М. : Прогресс, 1994. – 456 с. : ил., портр.

 << Предыдущий блок     
 
- 331 -

9. Занавес опустился

 

Я думаю обо всех погибших.

Замок Шенон — мне пришлось побывать в этой старинной крепости французских королей, которая возвышается над землей, уходящей за горизонт. Кругом все цвело, благоухало, ликовало. В этом замке когда-то Жанна Д'Арк, ведомая голосами, узнала переодетого короля... В этом замке на центральной площадке в толстенной круглой башне с каменным полом сидели прикованные цепями к стене Великий магистр Ордена Тамплиеров Жак де Молле и протектор Нормандии Жеффруа де Шарню. В марте 1314 года король Франции Филипп Красивый вместе с Папой сожгли их на медленном огне на площади Парижа.

Разгром Тамплиеров был крупнейшим событием XIV века. Вот как откликнулся на него современник —  Алигьери Данте [Данте, 1961]:

91 Я вижу — это все не утолило28

Новейшего Пилата; осмелев,

Он в храм вторгает хищные ветрила29.

 

94 Когда ж, господь, возвеселюсь, узрев

Твой суд, которым, в глубине безвестной,

Ты умягчаешь свой сокрытый гнев?

Божественная комедия. (Чистилище. Песнь двадцатая.)

Перевод М. Лозинского.

 


28 Здесь речь идет о борьбе Филиппа IV с церковной (папской) властью.

29 Тамплиеры — храмовники в русском переводе

- 332 -

После разгрома Ордена уцелевшие рыцари нашли новые — скрытые формы существования, продолжая активно участвовать в развитии европейской культуры. Эта тема обстоятельно рассмотрена в книге [Baigent, Leigh, Lincoln, 1989].

Через 623 года опять умирают те, кто назвал себя Тамплиерами, но теперь не публично, а под грифом «Секретно».

Почему понадобилась их смерть?

Почему тайная?

Нелепость обвинения уже и тогда была очевидной. Как можно было допустить, что мистический анархизм — движение духовное, исповедующее ненасилие, — может опуститься до террора? Обвинение было нелепым и просто с географической точки зрения, так как Солонович А. А. не мог возглавлять террористическую деятельность организации, главой которой он якобы являлся, хотя бы потому, что находился в ссылке в селе Каргасок Красноярского края, которое было недоступным зимой и труднодоступным летом. И Иосиф Шаревский не мог быть отправлен Солоновичем в Москву с целью организации террористических актов уже потому, что находился под непрестанным надзором и его контакты с Москвой были ограничены стокилометровой зоной

Чем было продиктовано стремление уничтожить само движение такого рода? Вопрос уместен здесь и потому, что в материалах следствия имеется указание на то, что принадлежность к Ордену не являлась уголовно наказуемой.

Передо мной книга С. Н. Канева [1974]. Там приводится много интересных данных и упоминается мистический анархизм и А. А. Солонович. Но заканчивается книга утверждением о том, что анархизм в России изжил себя30, а вовсе не был подавлен.

 

 


30 Вот относящееся сюда высказывание:

Исчезновение анархизма не только как политического, но г как идейного течения с арены жизни советского общества было, как мы видели, результатом не насильственных мер, а следствием последовательной идейной борьбы Ком­мунистической партии и коренных социальных преобразова­ний, проведенных на основе ленинского плана построения социализма (с. 401).

- 333 -

Автору книги здесь можно сказать одно:

Горе миру от соблазнов; ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф 18,7).

Я написал эту работу в память о погибших, об их разрушенном деле, изничтоженных трудах. Мой текст не полон. Хотел бы, чтобы нашлись и другие, способные рассказать и дополнить мною упущенное. Я был близок к этому движению в течение 10 лет, но был еще слишком молод и стоял только у преддверья. А надо всем тяготел, с одной стороны, ограничивающий эзотеризм, с другой — суровая конспирация, разобщавшая нас.

Но лекции моего учителя Алексея Александровича Солоновича, общение с его женой и помощницей Агнией Онисимовной Солонович, образ Аполлона Андреевича Карелина и переданное ими вдохновение зажгли тот огонь внутри, силой и светом которого озарилась мысль и жизнь. Все, что я обдумал, написал, сделал, совершил, может быть посвящено им, генерировавшим творчество и передавшим «мужество быть».

 

Литература

Барт К. Христианин в обществе. Путь, 1992, № 1, с. 180 — 210.

Белый А. А. Блок. В кн.: Белый А. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1988, с. 280 — 296.

Данте. Божественная комедия. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961,782 с. (перевод М. Лозинского).

Жемчужникова М. Н. Воспоминания о Московском антропософском обществе (1917 — 1923). Минувшее, вып. 6., М., 1992.

Зеньковский В. В. История русской философии. Т. I. и II. Paris: Ymca-Press, 1989, 469 и 477 с.

Канев С. Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М.: Мысль, Г974, 416 с. (приложение — 14 таблиц).

Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989, 287 с.

 

- 334 -

Никитин А. Л. Рыцари Ордена Света. ГПУ против анархистов. Родина, 1991(а), № 11 — 12, с. 118 — 122.

Никитин А. Л. Заключительный этап развития анархической мысли в России. Вопросы философии, 1991(6), № 8, с.89 — 101.

Никитин А. Л. Тамплиеры в Москве. Наука и религия, 1992, № 4 — с.8 — 10, № 6-7, с.23 — 27, № 8, с.26 — 33, № 9, с.20., № 10, с.16 — 18, № 11, с. 56 — 60, № 12, с.10 — 16; 1993, № 1, с.44-48, № 2, с.13 — 15, № 3, с.21 — 25, № 4, с.42-44, № 5, с.54 — 60, № 6, с.23 — 25.

Николаев Ю. В поисках за Божеством. Очерки из истории гностицизма. СПб.: Новое время, 1913, 526с.

Свенцицкая И. С., Трофимова М. К. Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989, 336 с.

Чулков Г. О мистическом анархизме. Letchworth (England): Prideaux Press, 1971, 55 с. (Первое русское изд.: СПб., изд. Факулы, 1906).

Avrich P. The Russian Anarchists. New York: Norton, 1978, 333 p.

Baigent M., Leigh R. and Lincoln H. The Holy Blood and the Holy Grafl. L.: Gorgi Books, 1989, 528 p.

Jonas H. The Gnostic ReIigion. The Message of the Ah'en God and the Beginnings of Christianity. Boston; Baecon Press, 1958, 302 p.

Jung E. and von Franz M.-L. The Grail Legend. Boston, Sigo Press, 1986, -452р.

Koslowski P. (сост.) Gnosis und Mystik in der Geschichte der Philosophic. Zurich and Munchen: Artemis Verlag, 1988, 407 S.

Nalimov V. V. Realms of the Unconscious; The Enchanted Frontier. Philadelphia, Pa: ISI Press, 1982, 320 p.

Quispel G. (ред.). Gnosis De Derde component van de Europese cultuurtraditie. Utrecht, Hes, 1988, 280 p.

Robinson J. M. (ed.). The Nag Haounadi Library in English. San Francisco and Row, 1981, 493 p.

Rudolph K. Die Gnosis. Wesen und Geschichte einer spatantiken Religion. Leipzig: Koehler Amelang, 1977, 436 S.

 

 
 
 << Предыдущий блок     
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Музеем и общественным центром "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Фонда Джексона (США), Фонда Сахарова (США). Адрес Музея и центра: 105120, г. Москва, Земляной вал, 57/6.Тел.: (495) 623 4115;факс: (495) 917 2653; e-mail: secretary@sakharov-center.ru  https://www.sakharov-center.ru