На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
3.Заключение : безвластие как идеал социальной праведности ::: Налимов В.В. - Канатоходец ::: Налимов Василий Васильевич ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Налимов Василий Васильевич

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Музея
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Налимов В. В. Канатоходец. – М. : Прогресс, 1994. – 456 с. : ил., портр.

 << Предыдущий блок     
 
- 352 -

3. Заключение:

безвластие как идеал социальной праведности

 

Итак, синакратия — это борьба с излишней, изнуряющей властью. Борьба с чрезмерным огосударствлением жизни. Поиск путей мягкого — ненасильственного решения конфликтов, социальных и личных4.

Полное безвластие остается для нас, конечно, только идеалом. Идеалом социальной святости. Идеалом истинного христианства и одновременно буддизма. В реальной жизни все устраивается так, как оно может устроиться. Но идеал, если он отчетливо разработан и достаточно осмыслен, помогает благоустройству жизни. Сейчас мы ждем не полного уничтожения власти, а скорее ее «укрощения»5.

Заканчивая этот текст, я хотел бы почтить память тех, кто погиб в неравной борьбе, попытавшись в те суровые дни сохранить идеал. Они пошли на жертву. Жертва — это предельное проявление человеческого достоинства.

 


4 На эту тему имеется множество публикаций. Отметим здесь только несколько последних: [Ненасильственные движения, 1992.], [Шарп, 1992], [Аббаньяно, 1992], [Налимов, 1991, 1992, 1993].

В конце библиографии приводится список статей по проблеме Мира, опубликованных в специальном выпуске одного из американ­ских психологических журналов. Интересны здесь сами названия ста­тей. Существенно обратить внимание на то, что тема ненасильствен­ного решения социальных конфликтов обретает психологическое зву­чание. Появляется новый термин Peace Psychology —  «психология мира».

Отметим, что на XIX Всемирном философском конгрессе (Моск­ва, 22 — 28 августа 1993 г.) был предусмотрен симпозиум по теме «Философия ненасилия» (см. Вопросы философии, 1991, № 2).

5 Этот термин я встретил в статье С. Алексеева и А. Собчака «Конституция и судьба России» (Известия, 30/111-1992 г.).

- 353 -

Сейчас их память поругана. На памятнике, что на Новодевичьем кладбище, не сказано, что Кропоткин был революционером. Что же, русский князь, ученый, великий гуманист сидел в русских и французских тюрьмах за бандитизм?! А Музей Кропоткина так и не восстановлен. Фамильный особняк еще цел, но там висит портрет Арафата. Почему? Позор России и ее правителям, не желающим хранить память о своих провозвестниках свободы и гуманизма. Надо преодолевать «мерзость запустения в святых местах».

 

Литература

Аббаньяно И. Экзистенция как свобода. Вопросы философии, 1992, № 8, с. 146 — 157. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Том XIV, 1976, 511 с.

Налимов В. В. На изломе культуры: некоторые наблюдения и вольные размышления. Полис, 1991, № 6, с. 5 — 18 (Продолжение: 1992, № 1/2, с. 150 — 166; № 3, с. 100 — 112; № 4, с. 112 — 121).

Налимов В. В. В поисках иных смыслов.  М.:  Прогресс, 1993,261+17с.

Ненасильственные движения и философия ненасилмя: состояние, трудности, перспективы (материалы круглого стола). Вопросы философии, 1992, № 8, с. 3 — 29.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986, 544 с.

Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе. Вопросы философии, 1992, № 8, с. 30 — 39.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992, 572 с.

Ниже приводится список статей, посвященных проблеме мира, в специальном выпуске журнала Journal of Humanistic Psychology, 1992, Vol. 32, № 4: 5 G. Simon Harak. After the Gulf War: A New Paradigm for the Peace Movement, p. 11—40.

Donald Rothberg. Buddhist Responses to Violence and War: Resources for a Socially Engaged Spirituality, p. 41—75.

M. Brewster Smith. Nationalism, Ethnocentrism, and New World Order, p. 76—91.

Stephen Kierulff. Armageddon Theology and the Risk of Global War: The Limits of Religious Tolerance in the Nuclear Age, p. 92—107.

 

- 354 -

Melissa Johnson and Michael D. Newcomb. Gender, War, and Peace: Rethinking What We Know, p. 108—137.

Mary E. Gomes. The Rewards and Stresses of Social Change: A Qualitative Study of Peace Activists, p. 138—146.

Neil Wollman and Michael Wexler. A Workshop for Activists: Giving Psychology Away to Peace and Justice Workers, p. 147—165.

Alan Т. Nelson. Why Nonviolent Peacemaking Is Important Now, p. 157—160.

Tom Greening. Veggies for Peace (poem), p. 161.

 

 

 
 
 << Предыдущий блок     
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Музеем и общественным центром "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Фонда Джексона (США), Фонда Сахарова (США). Адрес Музея и центра: 105120, г. Москва, Земляной вал, 57/6.Тел.: (495) 623 4115;факс: (495) 917 2653; e-mail: secretary@sakharov-center.ru  https://www.sakharov-center.ru