- 5 -

Предисловие

 

Зело рано мироносицы течаху...

ко гробу Твоему, Спасе.

Из тропарей воскресных, глас 5

 

В испытаниях, выпавших на долю нашего Отечества в XX веке, Церковь Русская прославилась небесною славою, принесши обильный плод для Царства Небесного. Плод этот - святые мученики и исповедники Христовой веры. Среди них иерархи, священнослужители, монахи, миряне. Наравне с мужами необычайную стойкость явили и «честные жены». Многие из них самоотверженно несли подвиг, подобный подвигу жен-мироносиц, всюду следовавших за Христом и служивших Ему. Перед нами книга об одной из таких подвижниц.

Схимонахиня Иоанна, в миру Анна Сергеевна Патрикеева, родилась в начале нашего века в Москве, в богатой, редкого благочестия, купеческой семье [1]. С ранних лет приобщилась к истинному Православию. Анне было десять лет, когда умер горячо любимый ею отец[2]. В эти дни со всей очевидностью для нее определилась цель жизни: исполнение заповедей Христовых ради вечности, стяжание Духа Святого.

В юности Анна была вольна избрать любовь земную, но любовь к Небесному Жениху оказалась сильнее. В 1923 году, как послушница Серафимо-Знаменского скита, по благословению настоятельницы схиигумении Фамари и епископа Арсения (Жадановского), Анна следует в неведомый Зырянский край сопровождать в ссылку больного епископа Дмитровского Серафима (Звездинского), своего духовного отца[3]. С тех пор в течение пятнадцати лет усердная к Богу и Отечеству послушница Анна всюду сопутствовала в ссылках и изгнании епископу Серафиму, до его Голгофы[4].

 


[1] 1В 1911 г. Патрикеевы получили дворянство.

[2] Отец Анны, Сергей Павлович Патрикеев, был крупным государственным и общественным деятелем. Есть основания предполагать, что по избрании на пост городского главы он был отравлен представителями надвигающейся новой политической формации за истинно русские православные убеждения.

[3] К 1922 г. было юридически оформлено удочерение ее Владыкой Серафимом, так как сопровождать осужденных в изгнание разрешалось только родственникам.

«В день Ангела дарю любимой дочке моей от праведной Анны белоснежную лилию — девства лепесток», - благословляет ее Владыка 9 сентября 1923 г.

[4] В записях м. Иоанны есть следующее сообщение: «[Владыка Серафим] выбыл в изгнание 30 апреля 1923 года. 5 мая 1925 года вернулся в Москву помощником митрополита Петра, Патриаршего Местоблюстителя, викарием, опять [епископом] Дмитровским. С 26 июня 1926 года. архиепископ». М. Иоанна всюду в своих записях называет Владыку Серафима архиепископом.

- 6 -

В 1937 году Анна возвращается в Москву, поселяется близ Волоколамска, а затем в Сергиевом Посаде. В 1942 году принимает пострижение в мантию и в схиму.

«Вместо себя оставляю вам Анну», - утешал когда-то святитель Дмитровский Серафим свою паству. С 1942 года м. Иоанна живет в городе Дмитрове (с 1963 по 1977 г. в деревне Поддубки, в четырех километрах от Дмитрова). От иеросхимонаха Алексия Зосимовского через Владыку Серафима схимонахиня Иоанна восприняла старчество. Дух матушки, напитанный евангельскими истинами, пробуждал в тех, кто с пей соприкасался в жизни, страх Божий, а ее вдохновенная вера в Бога и любовь ко Христу «зажигала в сердцах людей зов идти к Создателю»5. Матушка оказывала огромное влияние на духовную жизнь города Дмитрова и окрестных деревень. Постоянно читая святых отцов и учителей Церкви, она щедро делилась знаниями и книгами. Никого не отпускала из приходивших к ней, не накормив и, по русскому благочестивому обычаю, не оделив дарами. Свято храня в своей жизни устав, заповеданный Владыкой, схимонахиня Иоанна, как и Преосвященный Серафим, пламенела огнем Божественной любви и славить Бога во веки веков.

Матушка отличалась широкой культурой: знанием русской истории, истории Церкви, владела европейскими языками (в том числе древними: греческим и латынью), окончила три курса консерватории, любила музыку, играла на фортепиано, пела, знала и любила русскую литературу. Вела духовный дневник, составляла молитвы, акафисты, каноны, жития новых подвижников благочестия6, сочиняла стихи, писала иконы и духовные картины.

Круг общения матушки был очень широк: митрополит Николай (Ярушевич), епископ Афанасий (Сахаров), духовные чада Владыки Серафима, московская духовная интеллигенция, работницы, летчики, врачи. До конца дней келейно молилась праведница за всех, кто просил ее молитвенной помощи, с кем судьбами Божиими скрестились ее дороги.

Молитва схимницы объединяла Церковь Небесную и земную. Ее громадный синодик начинается Великими князьями времени становления Руси, продолжается Царственными новомучениками, митрополитами и епископами, теми, с кем вместе шли по этапу или встречались в ссылках, а также безвестными инокинями и послушницами и теми, о ком просили молиться ее духовные чада.

Господь удостоил подвижницу блаженной кончины в день глубоко чтимой ею иконы Казанской Божией Матери, 21 июля 1980 года. Схимонахиня Иоанна похоронена в городе Дмитрове, на кладбище на Красной горке. Как раньше приходили к матушке за помощью и советом, так и теперь приходят на ее могилу, просят святых молитв праведницы и по вере получают просимое.

М. Иоанна, часто рискуя жизнью, несмотря на многочисленные переезды и обыски, сохранила

 


5 Из воспоминаний протоиерея Бориса Гузнякова.

6 Материалы, собранные м. Иоанной о новомученниках веры православной, были утрачены, как и вторая часть автобиографической повести – служение Владыке Серафиму.

- 7 -

творения, письма, беседы замечательного святителя XX века Серафима Дмитровского. Имея блистательную память, смогла восстановить до мельчайших подробностей жизненный путь Владыки Серафима. Познакомившись с матушкой в 1975 году, отец Анатолий Просвирнин (впоследствии архимандрит Иннокентий7), который в то время заведовал богословским отделом Журнала Московской Патриархии (с 1977 г. зам. главного редактора Издательского отдела Московской Патриархии), предложил м. Иоанне издать житие, проповеди и акафисты архиепископа Дмитровского Серафима. По обстоятельствам времени материалы А.С. Патрикеевой опубликованы не были. В 1991 году жизнеописание Архипастыря, с приложением писем и проповедей, вышло в издательстве ИМКА-пресс.

Настоящая книга включает автобиографическую повесть «Путями Божиими», дневники матушки, ее письма и стихи, а также воспоминания о м. Иоанне и письма к ней. Названия автобиографической повести и дневников принадлежат автору. Автобиографическая повесть редакцией разделена на части, которым даны заглавия. Чтобы не разрушать единства и цельности повествования, основная часть примечаний, содержащих дополнительную информацию и комментарии, помещена в конце книги, за исключением небольших пояснений, непосредственно связанных с изложением. В квадратных скобках приводятся редакторские вставки. В оформлении книги использованы мотивы рисунков матушки8.

Утраченную первоначальную рукопись второй части повести, в которой описывается служение Владыке Серафиму в изгнании, м. Иоанне так и не удалось воспроизвести во всей полноте, сколько раз ни пыталась она сделать это. Поэтому повествование здесь несколько отрывочно, фрагментарно, скупо в сравнении с первой частью, изложенной замечательным по своей величественности и силе языком. Готовя повесть к публикации, редакция использовала различные авторские варианты, добавлено несколько отрывков из других записей м. Иоанны, которые в тексте выделены особо. В книге помещено также краткое жизнеописание епископа Серафима, составленное м. Иоанной.

Указанная особенность изложения второй части объясняется и тем, что в ней мы вступаем в иное историческое время - разрушен вековой уклад жизни в России, Церковь стала гонимой. Жизненный путь Анны изменился; теперь это не только внутренний тесный путь нераздельного" служения Господу, который она избрала в юности; теперь это путь исповеднический. Очертания его теряются во мраке и бездорожье, окрестности - невзрачные северные и пустынные пейзажи. Скудность внешней обстановки, теснота выделенного из безжизненного пространства “места обиталища” для поддержания “тихого обиталища” пламенеющих к Богу душ, для содевания их спасения…

 


7 † 12 июля 1994 г.

8 Переписанные рукой М.Иоанны акафисты, духовные поэмы, стихи и др. украшены неприхотливыми рисунками: изображениями луговых и полевых цветочков и Голгофского Креста; всюду чувствуется рука художника, предпочитающего строгую и лаконичную композицию.

- 8 -

Стиль изложения повести о служении Анны Владыке в изгнании ноет те же черты: лишь отдельные штрихи, наброски внешних событий, чрез которые обильно изливается Евангельский свет - свет вечной жизни, зарождающейся в людях на земле и прославляющейся в Царство Небесное. Отношения духовного отца и его детей проникнуты Христовой любовью, превосходящей разумение человеческое, исполняющей их всею полнотою Божиею (Еф. 3,19). И столько при том обычного человеческого тепла, пронизанного светом христианской мудрости! В тесной ссыльной домушке небесное и земное соединяются под главою Христом (Еф. 1,10)!

Третью часть, в которой очень кратко описан последний период жизни м. Иоанны, дополняют дневники этого времени, письма и воспоминания о матушке.

М. Иоанна писала по благословению Владыки и по благословению Божию, от полноты любящего сердца, и потому ее писания могут и читающих, в кротости принявших изложенное (Иак. 1,21), оделить этой благодатной любовию; могут укрепить в вере, показывая стойкость наших отцов, братьев и сестер во Христе, сумевших через годы гонений пронести свои убеждения, сохранить христианский оптимизм, веру в незыблемость Евангелия, талант, данный им Богом, приумножить. Владыка Серафим и его послушница м. Иоанна являют образ монашества в его неземной красоте и истине; в то время, когда не было монастырей, не было внешних «благоприятных условий», а наоборот, путь нераздельного служения Богу был связан с сугубыми гонениями, они сохранили светильники душ своих не угасшими, имея избыток елея, так что и вокруг них возгорались новые светильники, которые не угаснут, пока будет стоять мир...

Редакция приносит признательность В. А. Козлову, В. Н. Прокопенко, Г.П. Родкиной, Е.В. Вашкевич, А.Д. Шадсевой, И.В. Коротеевой, Л.И. Маркеловой, М.М. Реутову (†1995 г.), Р.Ф. Хохлову, И.А. Караваеву, М.С. Брызгаловой, И.В. Шмаеву (ныне священник в г. Талдоме), Н.В. Агибалову (1997 г.) и всем, кто оказал помощь и принял носильное участие в составлении, редактировании и комментировании книги, показав в этом непреходящую любовь к святителю Серафиму и верной его послушнице.