- 48 -

Возвращение в Москву

 

Москва показалась Анне теплым родным гнездышком. Дома ее поместили в отдельной комнате — в кабинете Сергея Павловича. Со страхом и благоговением вошла она в комнату, где столько потрудился, передумал, пережил папа, столько поздних часов упорно занимался на пользу Отечества и семьи. Знакомые предметы, молитвенный уголок с иконами — все напоминало о благочестии дорогого отца и доставляло радость духовную.

Теперь у Анны была радость - она часто виделась с Владыкой Арсением и архимандритом Серафимом, проживавшими недалеко от Москвы, в Серафимо-Знаменском скиту. Уединенное богослужение, тихое пение скитянок, добрая матушка схимонахиня — все так приближало душу к монашеству и удаляло от прелестей мира.

Нужно было оканчивать гимназию. С Божией помощью она сдала за зиму все экзамены за шестой класс и осенью пошла в седьмой — в ту же гимназию на Пречистенке, где училась прежде, называемую теперь «школой второй ступени».

Каждое утро вся семья шла к ранней Литургии в храм Всех Святых на Варварской площади53. Дорога в школу проходила мимо Боголюбской часовни и Кремля. Проходя мимо часовни утром и вечером, Анна всякий раз заходила в нее и клала земные поклоны перед образами Боголюбской Божией Матери, святителя Николая, Иоанна Предтечи, Споручницы грешных и другими. Идя на Пречистенку мимо Кремля (теперь закрытого для прохода), поравнявшись с Успенским собором у Тайницких ворот на Набережной Москвы-реки, всегда останавливалась, читала тропари Владимирской Божией Матери и Первопрестольникам Российским* и кла-


* Так именуются Московскте святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген (память их 5 октября) в тропаре: «Первопрестольницы Российстии, истиннии хранителие апостольских преданий…».


53 Церковь Всех Святых «на Кулишках» на Варварской (ныне Славянской) площади, первоначально построенная при Великом князе Димитрии Донском в память православных воинов, павших в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., была закрыта в начале 1930-х годов. В 1991 г. возвращена Церкви.

- 49 -

ла земной поклон, а когда было много прохожих, то незаметно поясной.  Занятия в школе заканчивались в семь часов вечера. Возвращаясь домой, Анна вычитывала что знала наизусть из вечерни и утрени.

В субботу вечером в храме Христа Спасителя стояла воскресную всенощную службу. Особенно трогали слова Великого славословия, воспеваемые лучшими московскими певчими: «научи мя оправданием Твоим» и «яко согреших, согреших Тебе». Как и прежде в Чудове, Анна всегда стояла у Распятия, всею душою желая любить Страдальца Христа, невинно осужденного и распятого за грешный род человеческий, отдать Ему все свое сердце, все силы и свою ничтожную жизнь. Падши ниц на землю, сознавая себя прахом и пеплом перед Богом, она молила Господа простить ей все ее согрешения вольные и невольные. Золотым венцом горели в куполе электрические канделябры, торжественно чувствовалось Христово Воскресение. Вот пропет уже тропарь «Днесь спасение мирови бысть, поем Воскресшему из гроба, и Начальнику жизни нашея». С болью в сердце расставалась Анна с храмом...

Ночью, когда часы выбивали полночь, Анна всегда стояла на молитве, помня скитянок, поющих в этот час полунощницу, воспевая про себя: «Се Жених грядет в полунощи...». У ее изголовья висел большой живописный образ преподобных Антония и Феодосия Печерских, начальников русского монашества. Анна просила преподобных привести и ее к монашескому житию. Читала любимый тропарь из Псалтири: «Объятия Отча отверсти ми потщися»* и со словами молитвы: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки, аминь» засыпала сладко нерадостно с единственною заботою не проспать раннюю Литургию.

Иногда хаживала Анна в обители Златоустовскую54 и Богоявленскую55, где в это время проживал епископ Тихон Уральский56. Владыка заметил усердную молитвенницу, клавшую земные поклоны пред всеми иконами и всегда старался ее как-нибудь утешить: часто после Литургии одаривал горстью белых сладких сухариков. Это святительское утешение было Анне в великий восторг. Владыку Тихона Уральского считали прозорливым старцем, и сие было, видимо, предзнаменованием того, что благодатные дары будут и в дальнейшем подаваться ей в подкрепление душевных и телесных сил.

Анна положила себе за правило каждый месяц ездить к преподобному Сергию в Троицкую Лавру - тайно от всех, на свои сбереженные копеечки. Выезжала рано утром и к вечеру возвращалась домой. Она любила молиться у раки Чудотворца и во Святых вратах обители. «Вот, - думала она, - поступлю в монастырь и тоже буду носить воду, как и преподобный Сергий носил ее издалека».

* Тропарь на «Славу» по 1-й кафизме; этот же тропарь поется в начале последования монашеского пострижения.

54 Древний Златоустовский монастырь (основан ранее XV в.) полностью раз­рушен в 1933 г.

55 Богоявленский монастырь, основанный в 1296 г. святым князем Даниилом Александровичем, был закрыт и частично разрушен в 1920-е гг. (собор закрыт в 1929 г.). В настоящее время собор возвращен Церкви.

56 Тихон (Оболенский), епископ Уральский (с 1908 г.). С 1924 г. - митропо­лит. † 1926 г.