- 50 -

Дмитровский архипастырь

 

Зимой этого года* архимандрит Серафим был посвящен во епископа города Дмитрова. В дни его наречения и хиротонии Анна была близ своего горячо любимого пастыря. Трудный мученический путь предстоял новопосвященному святителю - как и сам он предрек в слове, сказанном при наречении во епископа. 12 января 1920 года Владыка Серафим выехал в свою епархию в Дмитров.

Спустя месяц с трепетом в душе собралась Анна в незнакомый ей город Дмитров. Вследствие недостатка топлива поезда шли с задержкой. Приехала ночью. Непроглядная февральская тьма, не видно, куда ступать; нечего было и думать добраться до женского монастыря57. Просидев ночь в номерах близ вокзала, ранним утром Анна вышла на улицу и отправилась разыскивать село Подлипичье. Ее взору скоро открылся дивный, благолепный Дмитровский Успенский собор. Тихий великопостный звон звал говеющих в храм. Улицы пустынны, спросить не у кого. Первый храм, в который вошла Анна, был Тихвинский. Прихожане объяснили Анне дорогу.

В сельском храме в Подлипичье также шла великопостная служба. Священник в линючей камилавке (отец Феодор Копытин), неразборчивое чтение, крестьянки в старомодных кофтах - все поражало бедностью и убожеством. Неужели столь просвещенный Владыка будет жить здесь после столичного благолепия?! Не понимала она, что чистые сердца простолюдинов ближе к Богу, и Господь в утешение и укрепление им послал  Своего апостола Владыку Серафима. Тихо и мирно жили дмитровцы, согретые любовью своего ангела-хранителя и отца, как огненным мечом охранявшего их своею пламенною за них молитвою.

С великим трепетом подошла Анна к церковному дому, где проживал чтимый ею архипастырь. Владыка только начал поправляться от тяжелой болезни и не мог служить. Он был рад приезду своей духовной дочери и с любовью принял ее. Анна передала ему письмо от Святейшего Патриарха Тихона и, взяв ответное, простилась с дорогим Владыкой и направилась в женский Борисоглебский монастырь.

* 21 декабря 1919 г. (3 января 1920 г.)

57 Борисоглебский монастырь в Дмитрове, основанный в 1388 г. князем Юрием Владимировичем Долгоруким. С 1918 г. - это женская обитель с малым числом инокинь и послушниц. Закрыта в 1926 г. В 1993 г. монастырь возвращен Церкви.

- 51 -

Матушка игумения Сергия радушно приняла Анну, дала ей отдохнуть и, побеседовав об общих знакомых и близких, отпустила на вокзал, дав в провожатые послушницу Клавдию58.

Анна стала ездить к Владыке в Дмитров каждый месяц для исповеди и причащения. До епископства, по благословению своего старца Алексия, затворника Зосимовского, отец Серафим никого не исповедовал. Много дивных утешений даровал Господь Анне в Дмитрове. Первая ее исповедь у Владыки Серафима была в его доме пред обедней. Пока в доме не была устроена церковь, Владыка ежедневно служил Литургию в Казанском храме в Подлипичье. Служил один при закрытых дверях, на клиросе пел послушник Пешношского монастыря59. Здесь Анна причащалась. Когда же устроилась церковь в доме, то причащалась в этой домашней церкви. Полная духовной радости возвращалась она в Москву, душа неумолкаемо пела:

«Господи мой, Господи, радосте моя, даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей». Этот стих обычно пели Владыкины духовные дети, провожая его в праздники из храма домой.

 

В 1920 году Анна окончила гимназию - ей шел семнадцатый год. Господь испытал ее сердце, верна ли она в любви ко Христу Спасителю. Летом познакомился с нею преподаватель гимназии, готовившийся стать профессором Московского университета, молодой человек. Застав Анну за чтением книги духовного содержания, он заговорил с нею на духовные темы. Рассказал о себе, как он, отстав от веры, заболел тифом и был в безнадежном состоянии. Душа его, как бы вышедший из тела, проходила места мучений, и, дошел до присутствия Бога, была поражена светом и блаженством духовным и стала умолять вернуть ее на землю, чтобы, познав теперь Бога, не погибнуть, но проявить верность Ему, исправить жизнь свою по заповедям Его и угодить Ему. Тогда он услышал повеление Господа вернуть его душу на землю для спасения по ее прошению. «Теперь я томлюсь, - говорил он Анне, - ища спасения, и очень рад, что встретил человека, который мне может указать путь к Богу и помочь встать на этот путь». Грустное лицо молодого человека, его задушевные слова привлекли Аннино внимание. Вскоре они стали подолгу беседовать. Он находил ее в храме Христа Спасителя и в других, где она бывала, провожал ее, постоянно расспрашивая о ее убеждениях. Анна чувствовала, что привыкает к нему и сама уже желает видеть его. Она стала думать, что молодой человек ищет соединения своей жизни с ее жизнью. Свое переживание она поведала епископу Серафиму.

 


58 Клавдия Ляшкевич - духовная дочь Владыки Серафима, родилась в 1886 г., с 1918 г. послушница Борисо-Глебской женской обители в Дмитрове. По благословению игумений Сергии вместе с Анной Патрикеевой сопровождала архиепископа Серафима в ссылках; Владыка называл ее своим «верным крылом». После последнего ареста Владыки жила в Сергиевом Посаде, а с 1942 г. в Дмитрове, прислуживала в алтаре Казанского храма. Умерла в 1963 г. Похоронена в Дмитрове.

59 Николаевский Пешношский (или Песношский) монастырь в Дмитровском уезде на правом берегу реки Яхромы, при устье реки Песноши, основанный учеником преп. Сергия Радонежского преп. Мефодием.

- 53 -

- Владыка, — сказала она ему, - я привязалась душою к одному молодому человеку, готова даже свою жизнь соединить с его жизнью, но не вполне решаюсь на это.

Владыка выслушал эти речи, взял со стола ручку, положил ее на палец и спросил:

- В какую же сторону у тебя перевес в этом деле?

Задумалась Анна.

- Апостол Павел не запрещает выходить замуж,— продолжал Владыка,- но говорит: Таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль.*

Не раз Анна вопрошала себя: готово ли ее сердце на союз с этим человеком? Если бы это имело вечность, думала она, тогда можно было бы решиться, но смерть ведь все разрушает. Нет, лучше искать вечного союза, неразрушимого смертью, и любви к Богу... Она затруднялась ответить Владыке; он прекратил беседу, и по его молитве это испытание отошло от нее.              

 

Окончив учение в гимназии, Анна думала, что для спасения души лучше всего скорее уйти из мира. Но Владыка Арсений, руководитель Серафимо-Знаменского скита, пожелал, чтобы Анна поучилась медицине для пользы сестер**.

- Окончишь фельдшерскую школу и будешь скитским врачом, - говорил Владыка. - А пока ты учишься, мы будем считать тебя своею скитянкою.

 Владыка Серафим также благословил ее учиться медицине, сказав:

 - Радость моя, созидай обитель внутри сердца своего молитвою, смирением.

    По молитвам старцев учение давалось легко. Свободное же время Анна употребляла на занятия рисованием: изображала Спасителя в терновом венце, образ Божией Матери «Умиление», преподобного Серафима-Второе испытание было следующее. Бывая в Дмитрове, Анна останавливалась у матушки игумений Сергии. Матушка часто просила Анну занести в Москве письмо или посылочку ее старушкам-сестрам. При старушках жил их племянник князь Иван Сергеевич Мещерский. Добрые старушки полюбили Анну - девицу верующую и степенную - и стали сватать за доброго и любимого ими племянника. Анне нравился молодой князь, верующий, приветливый, благородный. Лучшего нельзя было бы и желать. На миг Анна остановила на нем свой сердечный взор, но любовь ко Христу оказалась сильнее. Много содей-

 


* 1 Кор. 7,28.

** В университет Анне не было возможности поступить по дворянству.

- 54 -

ствовал этому светлый образ доброго архипастыря Серафима, пламеневшего, как огнепламенный Серафим, любовью к Богу. Да и поездки в скит сродняли Анну с монашеской средой.

Матушка Сергия, полюбившая Анну, видя, что она уклоняется от сватовства, предложила ей вступить в Борисоглебскую обитель. Анна передала это предложение на рассмотрение Владыки Серафима.

- Нет, - сказал Владыка, — в Борисоглебский не надо. Если хочешь, устрою тебя во Влахернский60, я часто бываю там.

- Меня не привлекает Влахернская обитель, - ответила откровенно Анна. И Владыка благословил кончать образование.

В 1921 году Анна начала петь на клиросе и читать в своем приходском храме святого князя Владимира. Ходила в больницу на практику. Больные любили тихую и ласковую сестру милосердия. Так шли годы учения. Ей было предложено ускоренно окончить школу в два года, перейдя в половине года со второго на третий курс. Господь видел, что скоро ей придется послужить своему духовному отцу и архипастырю.

Наступили выпускные экзамены. Была Пасха. Анна убиралась в храме, готовиться некогда - отложить уборку нельзя, перепоручить некому. Трижды с верой земно поклонилась благоверному князю Владимиру, прося его помощи. И Господь помог: Анна сдала два трудных экзамена на пятёрки с тремя крестами. Преподаватели приходили в восхищение от ее ответов, называли ее лучшей ученицей.

16 июля 1922 года был последний экзамен и выпускной вечер. Преподаватели приветствовали ее, отмечая хорошие успехи в науках и желая светлой будущности. Был тихий вечер, прохладная, многозвездная ночь спускалась над Москвой. Небо как бы глядело в сердце. Возведши горе сердечные очи, Анна молилась горячею молитвою: «Господи, сподоби меня послужить Тебе. Тебе Единому, Господи, отдать все свои силы и свою ничтожную жизнь. Тебе, Иисусе Христе и Боже мой. Помоги мне, Господи, уйти из мира, если это угодно Тебе». И ей казалось, что Господь слышит ее молитву.

Сразу же по окончании учения Анна поспешила в скит. Она исполнила послушание, окончила медшколу и теперь может послужить обители. Анна Алексеевна, только что расставшаяся со старшей дочерью Ольгой*, никак не хотела отпустить от себя Анну61, о чем усиленно просила Владыку Арсения. Владыка, позвав к себе Анну, сказал ей:

- Мама просит оставить тебя с нею хотя бы до зимы. Побудь до зимы с мамой, мы ведь считаем тебя скитянкой, и маму нельзя огорчать. А зимой приедешь к нам совсем.

* Ольга Сергеевна Патрикеева ушла в Серафимо-Знаменский скит.

60 Спасо-Влахернский монастырь в 12 верстах от Дмитрова, на реке Икше. Основан в 1858 г. и 21 сентября 1858 г. освящен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Главными святынями монастыря были иконы Влахернской Божией Матери - точная копия с иконы, находящейся на Афоне, и древ­ний Нерукотворенный образ Спасителя. При посещении, в 1891 г., Великим князем Сергеем Александровичем с супругою Великою княгинею Елизаветою Феодоровною обители, августейшую чету встречали 180 монахинь. Монастырь был закрыт в 1931 г.

61 Матушка рассказывала: «Во время учебы на медкурсах проживали с мамой на Маросейке, но и оттуда нас выселили. Договорились занимать комнатку во флигеле химкинского особняка, с условием работать в оранжереях. При жизни папы розы из нашего питомника поставлялись на званые торжества августейшей семьи. В самом дворце разместили госпиталь для раненых красноармейцев, работали с мамой сестрами милосердия. Убранство особняка еще сохранило былую красоту и вкусы хозяина: в залах, в гостиных, у лестниц в керамических и фарфоровых вазонах — розы. Комиссар приказал вынести, как вредный элемент для здоровья защитников революции. Было очень жаль, цветы — память о папе. Пришлось прибегнуть к крайней мере: попросили пригласить самого главного. Тот прибыл и жил некоторое время в нашем доме, что являлось постоян­ным укором родовому гнезду. (За что? Наверное, потому что они были одни из самых богатых семейств в России; даже Рябушинский подходил к царю пятым после папы и, низко кланяясь, приветствовал его, на что отец отвечал лишь легким наклоном головы.)

- Уважаемая Анна Сегеевна, я совегшенно с Вами согласен. Кгасота пгекгасных цветов погождает умиготвогение, успокаивает боль. Пгодолжайте заниматься своей благотвогительной и медицинской деятельностью...

Обхождение выдавало его дворянское происхождение, но манеры и вид вызывали чувство, что это сам Веезельвул с печатью на лбу».

- 55 -

С горечью приняла Анна это замедление, но смирилась. Теперь, приезжая в скит, она ходила с сестрами на послушание и стояла с ними на молитве. До зимы оставалось ждать недолго.

Время было трудное. Церковь Христова терпела нападки от обновленцев62. Владыка Серафим часто наезжал в Москву по делам, для общения с епископом Федором63, и останавливался всегда у Патрикеевых. Анна утешалась тем, что может ему послужить; часто ездила к нему и в Дмитров. Здесь было много духовных чад Владыки, готовых положить душу за своего архипастыря, как и он полагал за них свою душу. Много предостерегал он своих чад беречь веру православную, говоря: «Крепитесь, держите веру вашу. Сами будьте стенами, Церковью Бога Живого. Ибо враг ополчился на Церковь Христову, но врата ада не одолеют ее».

62 Обновленческий раскол, возникший в Русской Православной Церкви в 1922 г., был инспирирован Советской властью с целью разрушить церковно-канонический строй Церкви, превратить ее в одно из учреждений новой власти. Обновлен­чество представляло серьезную опасность для Церкви в первое время своего су­ществования. Но уже к середине 1920-х годов благодаря стойкости православных епископов, священников и церковного народа стало резко сокращаться число об­новленческих приходов, многие священнослужители, первое время увлекшиеся «реформаторством» или проявившие малодушие, возвращались в лоно Церкви. Отдельные обновленческие приходы просуществовали до 1930-х годов.

Епископ Дмитровский Серафим твердо держался устоев Православия и про­тивостоял обновленцам. В его епархии все храмы оставались православными.

63 Архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря (1917 - 1930), с 1909 по 1917 г. — ректор Московской Духовной Академии. Стро­гий монах и аскет, знаток святоотеческого богословия, Владыка пользовался большим уважением среди архиереев, духовенства и церковного народа. В отно­шении обновленчества Владыка Феодор занимал непримиримую позицию; уп­равляемый им монастырь был в годы обновленческой смуты твердыней Право­славия. В 1923 г. был возведен в сан архиепископа. Расстрелян 23 октября 1937 г. в Ивановской тюрьме.