На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
БЫТ ::: Юркевич Ю.Л. - Минувшее проходит предо мною ::: Юркевич Юрий Львович ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Юркевич Юрий Львович

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Музея
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Юркевич Ю. Минувшее проходит предо мною... - М. : Возвращение, 2000. - 256 с. : ил., портр.

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 44 -

БЫТ

 

Что мне хорошо запомнилось, может быть, как будущему металлисту, это необычайно малое количество железа в крестьянском хозяйстве, вероятно, не более 5-10 кг на семью, плюс плуг. Сараи и амбары строились, пожалуй, без единого гвоздя, часто можно было еще увидеть даже старинные деревянные дверные петли. Также почти не имелось железа и в хатах, с их отработанной многими столетиями конструкцией, которые когда-то, после набега кочевни-

 

- 45 -

ков, можно было восстановить за две недели, была бы печь цела. Помню объемистые архитектурные исследования о продуманности и гармонии планировки украинской хаты. В старых амбарах засовы, деревянные и зазубренные, открывались снаружи деревянными же ключами в виде буквы «Г». У теток была ножная ступа рушить крупу - музейная вещь без грамма металла, такой же ручной жернов. Месили тесто в деревянной деже, мылись и стирали в деревянной ночве (корыте). Было у нас и средневековое приспособление жлукто - выдолбленный пень, чтобы белье «жлуктить» - вымачивать в растворе золы. Чисто деревянными были и кросна - ткацкие станки, имевшиеся почти в каждой хате. Село ведь ходило на 90% в домотканом, долго и я белье из домотканого полотна носил, и простыни у нас дома были площенские, домотканые. Суровое полотно считалось очень здоровым, так как непрерывно очищало кожу. От селян на Украине никогда не чувствовалось запаха немытого тела, хоть бань в наших селах не имелось, как это заведено в России.

Одевалось дореволюционное украинское село в домотканые рубахи, женские и мужские. Они были вышиты традиционным черниговским геометрическим узором, исследователи считали -очень древним, еще с княжеских времен. Но уже можно было увидеть и «городские» мотивы - крупные цветы. Праздничная мужская рубаха была с вышитой грудью, ворот скреплялся цветной ленточкой. Верхняя одежда: свита (поддевка), керея (плащ) с видлогой (капюшоном) из толстого коричневого домотканого сукна. Чем старше человек, тем традиционнее одежда, а у молодежи уже появились городские «спинжаки», жилеты, картузы.

 

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Музеем и общественным центром "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Фонда Джексона (США), Фонда Сахарова (США). Адрес Музея и центра: 105120, г. Москва, Земляной вал, 57/6.Тел.: (495) 623 4115;факс: (495) 917 2653; e-mail: secretary@sakharov-center.ru  https://www.sakharov-center.ru

https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=3389

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен