- 47 -

РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ

 

Особенной набожности в селе я что-то не припоминаю. Конечно, в воскресенье и по праздникам люди шли в церковь, но ведь это был и клуб, и место дружеских встреч, и демонстрация обнов, как спокон веку было заведено на селе. В храмовые праздники ходили по хатам священник и дьячок с коротеньким молебном, собирая при этом приношения. Этот обычай держался и какое-то время после революции. Вспоминаю эпизод; в 1918 году, летом, приходит вот так на какой-то праздник поп к тете Анюте. Отслужил пятиминутный молебен, выпил рюмку, пошел разговор о том и о сем. Анна Ивановна спрашивает, не боится ли он, ведь грабежи кругом. А он смеется, задирает рясу, вытаскивает из кармана наган, подбрасывает на ладони. В селе, говорит, все знают что я за столько-то шагов попадаю в туза, вот и не суются! Молодой был поп, русский. Анна Ивановна остолбенела, а мне было смешно: поп - и наган! При этом еще я убедился, что у попа под рясой - штаны, а до того имел на этот счет сомнения.

К формальной религии село и относилось по-формальному. Чего никак нельзя сказать о морали. Тут были совершенно четкие понятия: то-то и то-то - это грех. В суть того, что такое грех, никто не вникал, но твердо знали также и мы, ребята: грех смеяться над церковью, иконами, попами и т.п., грех не уважать родителей, поминать черта, работать в воскресенье (даже палочку строгать), и много еще разного - целый моральный кодекс.