На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
Поступление в гимназию ::: Фурман П.М. - Годы моей жизни ::: Фурман Полина Моисеевна ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Фурман Полина Моисеевна

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Музея
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Фурман П. М. Годы моей жизни. – Иерусалим, 1984. – 192 с. : портр.

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 70 -

ПОСТУПЛЕНИЕ В ГИМНАЗИЮ

Приближалось время экзаменов. Я полагала, я достаточно подготовилась к ним. В этом у меня была уверенность, но меня смущало другое обстоятельство. Все девушки придут на экзамен хорошо одетыми, а я как чернушка, в затрапезном платье буду производить плохое впечатление, буду себя плохо чувствовать.

Я решила нарушить наш семейный принцип и купить материал для платья в кредит. Думала сначала, что зайду в самый захудалый магазин. Потом решила, что там вполне могут отказать. Пойду в самый большой магазин, к Пташникову. У него собственный двухэтажный дом. На втором этаже он живет, а на первом — магазин.

Подавляя чувство стыда, вхожу в магазин, подхожу к хозяину и говорю:

— Я пришла к Вам с большой просьбой. — А у самой сердце замирает: вдруг откажет. Слышу ответ:

— Говори девочка, какая у тебя просьба.

— Я должна держать экзамены для поступления в гимназию. Мне нужно новое платье сшить. Продайте мне материал на платье в долг. Я даю платные уроки, заработаю, расплачусь.

— А ты чья будешь, кто твой отец?

— Моего отца Вы знали, его звали Моисей Розенштраух.

— А Моисей! Я знал его. Это был хороший человек. Сам жил совсем не богато, а людям помогал. Дмитрич, — обратился он к приказчику,

 

- 71 -

— отпусти девушке материал на платье, пусть сама выберет, а ты отмерь, посчитай сколько стоит и отпусти в кредит.

Я услыхала это с радостью, отлегло от сердца, глаза от волнения наполнились слезами. Пташников это заметил и сказал:

— А ты будь посмелей. Я разрешил — значит все будет ладно. Выбирай любой материал, какой тебе больше понравится. Заплатишь в несколько сроков, когда сможешь.

Я поблагодарила, купила материал, пришла домой и только тогда открыла маме свой секрет. Она была огорчена, что я действовала не посоветовавшись с ней, но обрадовалась моей удаче. Платье я сама себе сшила — скромное, но приличное.

Итак, день первого экзамена наступил. Я и еще пять девушек рано утром пришли в гимназию. В классе нас посадили каждую за отдельной партой. Пришла учительница русского языка и раздала всем по 4 листа, на каждом листе — печать гимназии. Все так строго.

Учительница говорит:

— Будете писать сочинение на тему "Характеристика действующих лиц в пьесе Грибоедова "Горе от ума". Спокойно продумайте, как будете отвечать. Пишите четко, без ошибок.

Я хорошо знала это произведение, закончила писать и сдала свои листы одновременно еще с одной девушкой. У остальных учительница сама взяла листы.

Через два дня второй экзамен — русский

 

- 72 -

устный. Снова явились в гимназию. С большим трепетом ждем отметок по первому экзамену. Пришла та же учительница и сообщила:

— Алексеева Галина и Розенштраух Перель получили по сочинению "пять". Вы допущены ко второму экзамену. Остальным девушкам — Перепелице Людмиле, Раховиной Софье, Розановой Вере и Марии Сандлер — надо еще поучиться. Вы не смогли достаточно хорошо ответить на поставленный вопрос и допустили грамматические ошибки. Не огорчайтесь, не все сразу успешно сдают экзамены.

Я была ошеломлена таким результатом. Из шести экзаменовавшихся после первого экзамена осталось только двое. Жаль было девушек, но они уже сами чувствовали, что написали плохо, так что особенно не огорчались.

Сообща они решили поехать в Одессу, поступать не в казенную, а в частную гимназию Иглицкого.

Второй экзамен у меня прошел легко. Экзаменовала комиссия из трех человек: инспектор гимназии, преподавательницы русского языка и географии.

Я вытащила билет, в котором было сказано: "Назовите основные произведения Пушкина и Тургенева и расскажите содержание одного из них".

На продумывание ответа давалось 20 минут, но я уже через 10 минут подошла к столу комиссии и сказала, что могу отвечать.

Я без труда перечислила основные произведе-

 

- 73 -

ния этих авторов и приступила к изложению содержания трагедии "Борис Годунов". Прошло не более 5—7 минут, как инспектор меня остановил и спросил двух преподавательниц:

— Я полагаю, что вполне достаточно? Они согласились. Тогда он обратился ко мне:

— Вы хорошо знаете предмет. Через три дня экзамен по истории, подготовьтесь, желаем вам успеха.

Наступил третий экзамен — по истории. Это мой любимый предмет, и я нисколько не беспокоилась о результате. Мои подробные и четкие ответы на все вопросы вполне удовлетворили экзаменационную комиссию. Я получила третью отличную отметку.

Совершенно неожиданно получилось с третьим экзаменом у Алексеевой. Из трех вопросов экзаменационного билета она ответила только на один. Инспектор гимназии задавал ей наводящие вопросы, но и это не помогло. Она получила неудовлетворительную оценку и выбыла из дальнейших экзаменов.

Теперь уже из шести девушек я осталась одна. Строгость экзаменов — беспощадная. Как будет дальше со мной? Я сказала маме, что не нужно хвастать ни перед кем, что я успешно экзаменуюсь. Каждый экзамен может все изменить.

Я сдала все экзамены. Остался один — география. Я почему-то этот предмет не очень любила, у меня были пробелы в знаниях.

 

- 74 -

Готовясь к экзамену по географии, я много и усердно занималась.

И вот наступил последний экзамен. Инспектор и учительница русского языка встретили меня очень приветливо, подбадривая меня своими взглядами. А учительница географии сидела чем-то озлобленная, на меня совсем не глядела.

Я была в большом напряжении, состояние у меня было тревожное, держаться нужно осторожно. Я вытянула экзаменационный билет и целых полчаса сидела и обдумывала, как бы лучше ответить. Я старалась сохранять спокойствие.

На все вопросы билета я ответила правильно. Тогда учительница географии стала задавать мне дополнительные вопросы. На немых картах (без всяких надписей) двух полушарий я должна была показывать страны, реки, моря, океаны, горы.

Я устала от напряжения, а учительница все продолжала:

— Назовите притоки Днепра и покажите их на карте.

Я назвала их — Припять и Десна,— а по немой карте эти притоки спутала. Я также неточно показала Яблоновый хребет в Азии. В тот момент учительница географии сказала:

— Достаточно. Двойка!

Я сидела совсем обалдевшая. Не шелохнулась. Сейчас же корректно вмешался инспектор:

— Экзаменующаяся хорошо ответила на все вопросы билета. Она ответила так же хорошо на многие дополнительные вопросы. Но она немно-

 

- 75 -

го сбилась при ответе на последние два вопроса. Если могут быть разногласия в отношении пятерки, то четверку она, по-моему, вполне заслуживает.

— Я вполне с вами согласна, Вадим Матвеевич! — поспешила сказать учительница русского языка.

— Я надеюсь, что и Мария Петровна к нам присоединится, — сказал инспектор, обращаясь к третьему члену экзаменационной комиссии — преподавательнице географии.

Она ответила:

— Ну что же, такова воля большинства!

Я поднялась, у меня закружилась голова, и я немного пошатнулась. Инспектор, заметив это, сказал:

— Что с вами? Экзамены закончены, теперь вам нужно отдохнуть от напряжения. Завтра будет вывешено объявление педагогического совета о вашем зачислении, и мы сможем вас поздравить.

Я пришла домой, обняла мать и сказала:

— Теперь кончились наши муки, все уладится. Будь спокойна.

Я ей ничего не сказала о том, как проходил последний экзамен, чтобы ее не волновать. А сама не могла прийти в себя. Меня все мучал вопрос: почему эта учительница географии отнеслась ко мне с такой злобой, почему она преднамеренно хотела меня провалить на экзамене? Откуда такая злоба?

На следующее утро я пришла в гимназию.

 

- 76 -

На специальной доске около учительской было вывешено объявление с решением педагического совета. В нем указывались оценки по всем предметам — пятерки и одна четверка — и постановление: "Зачислить Перель Розенштраух ученицей 7-го класса гимназии".

В нашем городе мое поступление в гимназию было большой сенсацией. Все знакомые и друзья поздравляли маму и меня с таким необыкновенным успехом. Из 6-ти девушек выдержала экзамены только я одна. У нас в Очакове были очень богатые родственники, но гонор у них был большой, они часто проходили мимо меня, не замечая. А сейчас останавливали, поздравляли.

Занятия в гимназии еще не начались, а я вдруг получила записку с просьбой прийти в гимназию. Пришла, меня уже дожидалась Лидия Сергеевна, учительница русского языка. Она поздравила меня и сказала:

— Теперь, когда ты так успешно сдала экзамены и зачислена в гимназию, тебя будут приглашать в разные семьи и предлагать, чтобы ты занималась с детьми. Я тебя предупреждаю, чтобы ты установила плату за урок по русскому языку 15 рублей в месяц и не меньше, никому. Слушай меня, и твоя семья выбьется из нужды.

Это было для меня совсем неожиданно, и я была очень смущена. Я ей ответила:

— Дорогая Лидия Сергеевна, я Вам очень благодарна за заботу обо мне. Но мне никогда никто столько не платил.

 

- 77 -

— Что было, то сплыло! А теперь наступило новое время в твоей жизни, и ты должна получать за свой труд по заслугам.

Я снова поблагодарила и сказала, что буду поступать так, как она мне посоветовала.

Я возвратилась домой и рассказала маме о том, что говорила мне Лидия Сергеевна. Мама сказала:

— Я тоже удивлена, но нужно ее послушать.

Лидия Сергеевна была права. Случилось то, чего никогда не было. Через неделю я уже имела четыре урока по 15 рублей в месяц.

Предстояло решить еще один трудный вопрос. Надо было сейчас же внести в гимназию плату за обучение в первом полугодии. А где деньги взять? За уроки я получу только через месяц. Но судьба снова мне улыбнулась, счастье пришло неожиданно. Моя покровительница Лидия Сергеевна снова меня обрадовала.

Она позвала меня в учительскую и сказала:

— Вчера состоялось заседание педагогического совета вместе с родительским комитетом. У нас в гимназии существует такой порядок: новых учениц мы не освобождаем от платы за обучение за первое полугодие. Они должны показать свои успехи в учебе, только тогда могут их освободить.

Неожиданно на объединенном заседании выступил Вадим Матвеевич и сказал:

— Я вношу предложение освободить от платы за обучение новую гимназистку Перель Розенштраух. Хотя она только что зачислена, но она

 

- 78 -

одна из 6-ти девушек выдержала экстерном экзамены. Отметки по всем предметам она получила отличные. Ставлю этот вопрос на ваше обсуждение.

Попросила слово мать одной гимназистки, Петровская, и сказала:

— Об этом удивительном случае нам всем известно. Думаю, тут и обсуждать нечего. Нужно всем нам одобрить предложение Вадима Матвеевича.

Объединенный совет вынес единогласное решение освободить меня от платы за обучение.

Я поспешила домой, чтобы обрадовать маму этой чудесной вестью. Не верилось, что нам привалило такое счастье.

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Музеем и общественным центром "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Фонда Джексона (США), Фонда Сахарова (США). Адрес Музея и центра: 105120, г. Москва, Земляной вал, 57/6.Тел.: (495) 623 4115;факс: (495) 917 2653; e-mail: secretary@sakharov-center.ru  https://www.sakharov-center.ru