- 205 -

Второй контакт с православной церковью 1922 -1923 годы

 

"И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме;

и из священников очень многие покорились вере"

Деяния 6:7.

 

В 1922 году произошли большие изменения в управлении русской православной церковью. Патриарх Тихон, глава церкви, был арестован. Советское правительство опубликовало Декрет об изъятии всего золота, серебра и драгоценных камней, которые находились в церквах, храмах, монастырях. Все это должно быть сдано в государственную сокровищницу для целей обеспечения питания голодающего народа.

В это время среди православия появилась небольшая группа прогрессивных священников, которые назвали себя "обновленцы", они были в оппозиции к Патриарху. Правительство поддерживало их, одобряя действия неповиновения. Они пришли к Патриарху и потребовали, что бы он сдал свою административную власть, которую имел, и отказался от звания Патриарха. Священники этой группы образовали так называемый Высший церковный совет Русской Православной церкви и начали управлять церковью в согласии с правительством. Разделение русской православной церкви вскоре затронуло многих священников и людей. Выделилась "живая" церковь, которую возглавлял пресвитер Красницкий. От нее откололась - "древнеапостольская" церковь, которую возглавлял протоерей Введенский. Была еще - церковь "возрождения" под руководством митрополита Антония. Эти группы имели доктринальные отличия друг от друга и от исторической русской православной церкви. Они боялись употреблять слово "реформы", и имели целью достичь цели, которой они сами ясно не понимали. Я чувствовал, что наступила пре-

 

- 206 -

красная возможность сказать живое слово руководителям этих прогрессивных групп внутри русской православной церкви. Поэтому я написал специально воззвание под заглавием "Призыв Евангелия". В этом воззвании я раскрыл три главных мысли.

 

Мое воззвание к русским православным руководителям

 

Во-первых я сказал, что евангельские христиане прощают своих православных преследователей во имя Того, Который прощает нас.

Во-вторых я сказал, что наступило время для православных священников начать национальную евангельскую реформу. Я включил в это воззвание Новозаветные принципы, по которым реформация должна следовать.

В-третьих я упомянул, что евангельские христиане намереваются организовать специальные молитвенные собрания в Москве и Петрограде, чтобы молиться о помощи от Бога, чтобы он поддержал реформацию и что мы хотим пригласить представителей различных ветвей православной церкви на эти Богослужения.

Это воззвание было отпечатано в количестве 100 тысяч экземпляров и разослано по всей России всем священникам и другим руководителям православной церкви. Это произвело большое впечатление. Мои друзья писали мне в Петроград, что вся Москва была в большом волнении и многие хотели меня видеть.

Я направился в Москву незамедлительно. Первый священник, которого я посетил, служил в древней церкви в самом центре Москвы. Когда я пришел в его дом, он приветствовал меня весьма сердечно, показал мне бумагу, содержащую главные принципы, заложенные в евангельском воззвании и подписанное сотней людей. Священник сказал: "Я организовал новую религиозную общину на принципах вашего евангельского воззвания и уже имею сто друзей, которые объединены мной. Он показал мне документ, подписанный Патриархом,

 

- 207 -

содержащий его отречение. В заключение он пригласил меня и двух братьев, которые были со мной, принять участие в Богослужении в его церкви.

Служение в русской православной церкви очень красиво. Всюду блестит золото, серебро и драгоценные камни. Когда мы вошли в церковь, священник приветствовал нас как братьев во Христе и дал нам почетные места. Братья, которые были со мной, обратились с краткими приветствиями. После этого я проповедовал на тему: "Покайтесь и веруйте в Евангелие". После объяснения смысла покаяния, о котором говорил Христос, а также покаяния, которое практикуется в русской православной церкви с участием священника, я сказал в заключение: "Теперь наступили дни, когда мы все люди должны покаяться в совершенных грехах и духовные лидеры должны показать в этом пример. Окончив свою проповедь, я сказал: "Давайте молиться!" Священник преклонился пред алтарем и начал молитву примерно так: "Господи, прости меня, простого грешника и грешного наставника тех бессмертных душ, к которым я относился так пренебрежительно".

 

Посещение Митрополита в Москве

 

После этого я посетил митрополита Антония в его келье в Новоспасском монастыре в Москве. Он показал нам копию нашего евангельского воззвания, на которой сделал пометки карандашом. Он сказал: "Я согласен почти со всем, что говорится в этом евангельском воззвании. Но эта программа не может быть реализована православной церковью в настоящее время". Затем он повернулся к полке, взял книгу и сказал:

"Это есть книга, из которой я беру капли воды живой". Посмотрев на эту книгу, я увидел, что это были "Гусли", сборник духовных песен, составленный и опубликованный мной для пользования в евангельских церквах. В заключении нашего разговора я предложил, чтобы мы помолились вместе. Он согласился. Один из братьев, который сопровождал меня, вытирал слезы радости. Поистине, это было достойно слез

 

- 208 -

радости. Конечно, на протяжении тысячи лет никогда не случалось подобное, чтобы Митрополит русской православной церкви молился своими словами. Он молился с представителями евангельского движения. Я пригласил Митрополита Антония и других священников посетить наше молитвенное Богослужение, которое было назначено на 2 ноября в зале нашей московской церкви. На этих двух торжественных богослужениях евангельских христиан, которые были одно в Москве, а другое в Петроградской церкви, собрания проходили особенно благословенно. Эти Богослужения произвели глубокое и продолжительное впечатление на общественное мнение в обеих столицах. Новость стала постепенно распространяться по всей стране, как духовное побуждение, которое дало возможность многим православным священникам и опекаемым ими людям достичь большего понимания между православными и евангельскими движениями в церквах. В это время мнение о нас всех групп православной церкви изменилось в лучшую сторону. Первый раз священники поняли те мотивы и планы, которые руководили евангельскими группами.

 

Митрополит одобряет наш труд

 

В одном городе была антирелигиозная дискуссия перед большой аудиторией, на которую был приглашен Митрополит Антоний. На этой встрече кто-то спросил Митрополита: "Какая церковь или религиозная организация по Вашему мнению наиболее близко отражает учение Христа." Ответ Митрополита был следующий: "Я знаю одну группу христиан, их называют евангельские христиане. Они восстанавливают перво-христианство Христа и Апостолов".

С этого времени во многих местах священники приглашали наших евангельских проповедников в свои церкви и даже предоставляли свои здания для евангельских христиан и наших Богослужений, поскольку многие еще не имели своих зданий для Богослужений. Митрополит Антоний умер в 1926 году. Незадолго до своей смерти он поручил священникам отдать

 

- 209 -

храм Петра и Павла, в котором он служил в Москве, местной церкви евангельских христиан. С этого времени Богослужения евангельских христиан проходили в храме. В 1927-1928 годах я часто ездил из Ленинграда в Москву и проповедовал в этом храме, вместо обычных Богослужений, которые раньше были только православными. Всякий раз, когда я проповедовал в этом храме, собиралась большая аудитория. Когда людям предлагали помолиться, раздавались общие громкие молитвы к Богу.

Новая группа образовалась в русской православной церкви, и она предприняла попытку организоваться через проведение конгрессов, конференций, специальных Богослужений. 15 марта 1923 года конгресс древнеапостольской церкви был созван в Москве. Я принял приглашение от организационного комитета. Меня информировали, что мне предоставляют в программе выступление продолжительностью один час.

 

Проповедь в православной церкви

 

Прибыв на этот конгресс и узнал, что назначен первым выступающим. Председательствующий объявил, что И.С.Проханов, президент Всероссийского Совета Евангельских христиан будет первым проповедником на этой сессии. Когда я приблизился к кафедре, епископ Введенский, председатель, пожал мне руку и я начал говорить. На кафедре были епископы, архиепископы, профессора Богословских академий, и я увидел перед собой большую аудиторию священников и ведущих мирян русской православной церкви. Я заверил их, что пришел сюда от имени всего евангельского христианского движения не критиковать их, но помочь преодолеть те трудности, которые они разделяют в нашем духовном опыте. Я окончил свое обращение словами: "Если председательствующий разрешит, я хотел бы пригласить всех присутствующих помолиться. Все монахи, священники, епископы, архиепископы поднялись со своих мест, и я помолился за Россию, за русский народ, за православную церковь, прося Господа послать обновление. Я благодарил Бога за духовное возрождение,

 

- 210 -

которое началось в евангельском движении, просил, чтобы это все позволило русскому народу начать новую жизнь.

Когда я закончил молитву, толпа служителей и мирян окружила меня, пожимала руки и просила меня: "Пожалуйста, дайте нам копию вашей молитвы". Это было естественной просьбой, потому что православные священники и миряне имеют привычку молиться только словами формальных молитв, которые были созданы века назад. Многие из них не знали даже, можно ли молиться вообще своими словами. Они также просили сказать, где проходят наши Богослужения, просили нашу литературу и задавали много других вопросов. Каждый мог увидеть, что новые мысли, новые источники наполняли их ум. После моего выступления и молитвы председательствующий объявил перерыв и сказал: "Мы должны сделать передышку от необычного сильного впечатления, которое мы только что пережили".

В течение этого перерыва я обрел новых знакомых. Один из них, профессор из академии сказал: "Это была замечательная постановка вопроса". Сессия возобновилась. Священник Е. читал из Нового Завета вторую главу книги "Деяния Апостолов" и объяснил создание апостольской церкви в духе моего воззвания.

 

Один голос из толпы

 

Аудитория не была единодушной. Когда священник Е. кончил свое выступление, раздался голос из аудитории: "Что я вижу! Представители сектантов имеют право говорить на этом конгрессе православной церкви! Что бы подумали наши святые отцы, если бы они были живы!" Председательствующий Введенский быстро ответил: "Я хотел бы попросить того, кто произнес эти слова, чтобы он встал". Но человек не обнаружил себя и председательствующий сказал: "И.С.Проханов пришел к нам по нашему приглашению и сказал нам совершенно откровенно, смело, что у него на сердце. Но здесь находятся люди, у которых не хватает смелости выразить открыто то, что они хотят сказать."

 

- 211 -

Социальное и духовное состояние нашего союза в это время было на высоком уровне, показывали духовную силу и новые прогрессивные группы православной церкви, а также другие движения, начавшиеся среди людей вне церкви. Например, движение под названием "трезвенники". Священники, епископы, архиепископы православной церкви начали утрачивать внимание к духовным нуждам своего народа. И миряне сами начали строить новую жизнь, как они ее воспринимали. Это движение начал Иван Чуриков в Петербурге. Один из последователей Чурикова, Иван Колосков начал это движение в Москве. Он преследовался православным священством. Осенью 1922 года, когда я был в Москве и проводил Богослужения в русской православной церкви, Иван Колосков испытал большое потрясение. Вскоре после этого он выразил свое желание присоединиться к нашей московской церкви вместе со своими последователями. Он был принят. После этого он и его последователи посещали нашу церковь и были приняты в Союз. Я никогда не забуду переживаний в начале двадцатых годов. Небывалый голод среди русского народа. Не было еды, а если и была, то очень плохого качества. Брат Колосков и другие наши члены открыли столовые в разных районах Москвы, в которых они кормили голодающих. Это было добрым свидетельством евангельских христиан для простых людей.