- 103 -

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Михаил Александрович Нарица родился в Псковской губернии в 1909 году.

С юношеских лет у М. А. Нарицы появилась большая тяга к искусству, в частности, к скульптуре, и он поступил в художественный техникум в Ленинграде. После окончания техникума год преподавал в нем. В 1933 году женился на ленинградской студентке и переселился с нею в Архангельск. Через год они вернулись в Ленинград, где у них родился сын — Федор. В 1935 году М. А. Нарица был принят в Академию художеств в Ленинграде. В это время в стране проходила волна арестов, которая коснулась также М. А. Нарицы. Он был арестован в 1935 году и после шести месяцев одиночного заключения был приговорен к пяти годам концлагеря (ИГЛ), которые отбыл в Ухто-Печорском лагере.

В 1940 году М. А. Нарица вышел из концлагеря и, несмотря на очень плохое состояние здоровья, был сразу отправлен, как бывший заключенный, в рабочий батальон.

В 1941 году, когда М. А. Нарица с семьей проживал в колхозе под Архангельском, у него родился сын Петр.

В 1948 году власти выселили из Архангельской области всех бывших в заключении по статье 58 УК РСФСР. М. А. Нарица с семьей переселился в город Лугу. В 1949 году во время „ждановщины" М. А. Нарица был снова арестован и пробыл год в тюрьме. После этого его отправили на поселение в Караганду, куда перехала его семья.

С 1954 года открылась возможность добиться реабилитации. М. А. Нарица не хотел подавать прошение, рассматривая это как унижение перед властью. Прошение он подал только по настоянию жены и был реабилитирован в 1957 году.

В августе 1960 года М. А. Нарица в Эрмитаже, в Ленинграде, смешавшись с толпой иностранных туристов, вложил в руки одной француженки рукопись в конверте, на котором на нескольких европейских языках была написана просьба увезти рукопись за границу. Француженка испугалась и бросила пакет на пол.

 

- 104 -

Инцидент повлек за собой то, что писатель М. А. Нарица и француженка оказались в милиции. Однако француженка — к ее чести — на допросе в милиции заявила, что пакет передал ей кто-то другой. М. А. Нарица, в свою очередь, отрицал, что он что-либо передал француженке и был отпущен.

В августе-сентябре 1960 года М. А. Нарица сделал еще несколько попыток переслать рукопись за границу и, видимо, уверился, что они увенчались успехом. После этого, в сентябре 1960 года, он направил экземпляр рукописи Хрущеву с сопроводительным письмом.

Ответа от Хрущева не последовало. Тогда М. А. Нарица и члены его семьи подали прошение в Верховный Совет СССР с просьбой освободить их от советского гражданства и разрешить выехать на Запад.

В мае 1961 года всю семью М. А. Нарицы вызвали на допрос и спросили, что они имели в виду, подавая такое прошение. Они настаивали на своем желании покинуть СССР и повторили, что в Советском Союзе нет свободы для художников. Тогда им было заявлено, что прошение не может быть рассмотрено, пока к нему не приложен гербовый сбор в размере 250 новых рублей (50 рублей за каждого члена семьи М. А. Нарицы). Таких средств у них не было, и вопрос с прошением остался открытым.

Что касается судьбы рукописи повести „Неспетая песня", пересланной М. А. Нарицей за границу, то она в феврале 1961 года попала через проф. К. Менерта в редакцию журнала „Грани" и была опубликована в № 48, вышедшем в конце июля 1961 года.

Хотя редакции „Граней" и было известно от самого автора его имя, она опубликовала повесть под псевдонимом М. Нарымов, так как не знала тогда, что М. А. Нарица выступил с открытым забралом, послав экземпляр рукописи и письмо Хрущеву.

В июле 1961 года редакция „Граней" получила второй экземпляр рукописи „Неспетая песня", вывезенный из СССР другим человеком.

М. А. Нарица был арестован органами КГБ 13 октября 1961 года. Его жена и сын подверглись допросу. При аресте был сделан обыск, во время которого были найдены еще два

 

- 105 -

экземпляра рукописи. Ни М. А. Нарица, ни члены его семьи в это время не знали, что рукопись уже опубликована.

В середине декабря 1961 года следственные власти сделали попытку объявить М. А. Нарицу умалишенным и перевели его в тюремную психбольницу.

Сын М. А. Нарицы — Петр, который до ареста отца работал в качестве натурщика в Академии художеств, был уволен скульптором, которому он позировал. Многие студенты Академии были возмущены этим, но нашелся другой художник, который дал ему работу. Арест отца так подействовал на сына, что он пытался покончить жизнь самоубийством, приняв веронал. Его доставили в больницу и, несмотря на критическое положение, спасли.