- 66 -

Послъсловiе

 

«Господь освобождаетъ узниковъ отъ оковъ» (Пс. 67,7).

Черезъ 2—3 недели после оставленiя мною концлагеря, последнiй былъ захваченъ повстанцами. Советская администрацiя города не успела расправиться съ заключенными, вынужденная спасаться бегствомъ. Повстанцы освободили заключенныхъ. Освобожденная молодежь съ радостью присоединилась къ возставшимъ, а стариковъ новая власть разселiла по квартирамъ до навигацiи, когда освобожденные могли бы отправиться по домамъ. Месяцевъ 5—6 крестьяне мужественно боролись съ регулярной, до зубовъ вооруженной, красной армiей. Бывали случаи перехода къ крестьянамъ целыхъ полковъ. Такимъ образомъ у крестъянъ появилось оружiе.

Съ невероятной жестокостью, сожженiемъ селъ и деревень, красные подавили возстанiе. Возвратилась въ городъ Х сбежавшая советская администрация и начала расправу въ городе.

Было объявлено, чтобы бывшiе заключенные концлагеря явились въ тюрьму. По приказу свыше, добровольно явившихся освободили, ушедшiе же съ повстанцами разделили ихъ судьбу, т.е. погибли въ неравныхъ бояхъ, или въ тайге и тундре, куда укрывались отъ красныхъ. Многiе ушли къ кочующимъ инородцамъ, самоедамъ и остякамъ на самый крайнiй северъ, къ Ледовитому океану. Для успокоенiя крестьянъ, советская власть отменила продразверстку, заменивъ ее продналогомъ. Думаю, отъ этой замены крестьяне почувствовали такое же облегченiе, какъ лошадь отъ перемены телеги на сани.

Получилъ освобожденiе и о. благочинный, благополучно вернувшшся къ семье, но трагической была судьба священниковъ, освобожденныхъ раньше по амнистiи. Какъ

 

- 67 -

сказано выше, по деревнямъ разъезжали красные карательные отряды для борьбы съ бандитизмомъ, которые творили судъ и расправу на местахъ.

Гневъ прежде всего обрушивался на духовенство, которое на территорiи возстанiя истреблялось чуть не поголовно. Вблизи Омска былъ убитъ епископъ Мефдiй. Недолго наслаждался свободой и счастiемъ общенiя съ семьей и паствой о. Василiй. Прибывшiе въ село усмирители вывели о. Василiя на кладбище и убили. Потрясенная матушка не перенесла страшнаго горя и скоро ушла въ лучший мiръ. Осиротелыхъ детей разобрали прихожане. Отец благочинный былъ высланъ на северъ, на лесныя заготовки. «Что будетъ съ народомъ, то и со священникомъ» (Ис. 24,2). Пастыри разделили участь паствы.

Участниковъ возстанiя или сочувсгвующихъ имъ красные миротворцы убивали на месте, безъ всякаго суда. Одинъ прихожанинъ разссказывалъ мне. У него арестовали сына и говорятъ: «Мы отправимъ его въ городъ въ тюрьму, посидитъ пару месяцевъ и вернется домой». Крестьянинъ не поверилъ: слишкомъ скоро вернулась подвода, а до железнодорожной станцiи туда и обратно более 50 верстъ. Вероятно убили на месте, какъ убили другихъ, за околицей.

Обходилъ Крестьянинъ все места возле дороги, ведущей къ станцiи, но ничего не нашелъ. Вотъ видитъ Крестьянинъ сонъ: убитый сынъ пасетъ овецъ. Отецъ подумалъ: «Это сынъ даетъ знать о себе». Сталъ искать около техъ месть, где пасутся овцы. Въ кустарнике былъ отведенъ участокъ, куда свозили зарывать издохшихъ животныхъ. Здесь подъ кучей сучьевъ отецъ нашелъ разлагающиеся трупъ сына.

Вдова убитаго крестьянина разсказываетъ. Большевики объявили «месячникъ добровольной сдачи бандитовъ», какъ называли они повстанцевъ. Добровольно явившимся въ теченiе назначеннаго месяца обещалось полное прощенiе. Легковерно поверивъ объявление, явился мужъ этой женщины. Его потребовали въ волисполкомъ. Начался допросъ съ при-

- 69 -

 

страстiемъ. Изъ волисполкома неслись душераздирающе крики истязуемаго. Потомъ его увезли якобы въ городъ и за околицей убили. Вызвали жену въ волисполкомъ и, издъваясь, говорятъ: «Подбери и зарой мужа, повезли его въ городъ, а онъ, дуракъ, вздумалъ бъжать, пришлось пристрълить»...

Группу добровольно явившихся, послъ опроса, отпустили домой: «хорошо, молъ, сдълали, что явились. Советская власть милостива, она вамъ простила все»... Прошло недъли три. Ночью «прощеныхъ» арестовали и всъхъ разстръляли на кладбищъ...

Авторъ сихъ воспоминанiй вскоръ покинулъ кровавые края РСФСР и очутился внъ досягаемости для органовъ губчеки, ГПУ, НКВД, МВД и др. Какое бы названiе этимъ органамъ ни придумали, сущность ихъ остается одной и той же. Послъдняя бесъда съ матерымъ чекистомъ во всъхъ подробностяхъ запечатлълась въ памяти. Подъ этимъ угломъ зрънiя мнъ представляется вся послъдующая исторiя Церкви въ СССР. Черезъ 20 лътъ одинъ iерархъ, хорошо знавющiй совътскую дъйствительность, сказалъ: «Сталинъ не Савлъ (а значить и всь его преемники) и Павломъ никогда не будетъ».

Черезъ три недъли послъ изреченiя этой истины, iерархъ этотъ былъ разбойнически убить на большой дорогь, при объъздъ епархiи. Въ своихъ отношенiяхъ къ Церкви сов. власть можетъ употреблять какiя угодно средства обмана, непрестанно преслъдуя одну и ту же цълъ — полное уничтоженiе всякой религiи. Въ борьбъ съ Церковью и духовенствомъ совътская власть не отступила ни на одинъ шагъ отъ своей программы. Согласно завътамъ Ильича, въ случаъ опасности, она дълаетъ шагъ назадъ, чтобы въ удобное время сд-блать два шага впередъ.

Коммунизмъ силенъ нашимъ безсилiемъ, т.е. безсилiемъ христiанъ. Нельзя служить Богу и маммонъ. Нельзя жить такъ, либо Богъ есть, либо Его нътъ. «Земля не иначе очищается отъ пролитой на ней крови, какъ кровiю пролившаго ее» (Числъ 35, 33).