На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
БОРЬБА С ОБНОВЛЕНЦАМИ ПЕРВЫЙ АРЕСТ ::: Иосиф (Чернов И.М.), митрополит - Свет радости в мире печали: Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова), исповедника ::: Иосиф (Чернов Иван Михайлович) ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Иосиф (Чернов Иван Михайлович)

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Сахаровского центра
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Свет радости в мире печали : Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф / сост. В. Королева. – М. : Паломникъ, 2004. – 686 с. : портр., ил. – ( Серия "XX век").

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 45 -

БОРЬБА С ОБНОВЛЕНЦАМИ, ПЕРВЫЙ АРЕСТ

 

В этот период, кроме внешних гонений от богоборческой власти, испытываемых чадами церковными, в лоне Русской Православной Церкви появились предатели и отщепенцы, которые, создавая расколы, изнутри раздирали хитон Христов. «...Кровь лилась везде и всюду непрерывно. Расстреливались крестные ходы. Таких случаев насчитывалось более тысячи. Русь покрывалась могилами священномучеников и исповедников. Ужас объял Русскую землю. Люди стали колебаться и отходить от своих устоев. Пошатнулась и Церковь... Живоцерковники, поддерживаемые властями, захватили во многих городах абсолютно все храмы. Тихоновцы остались без храмов и кое-где совершали лишь тайные богослужения.

Святейший Патриарх был арестован и находился под стражей в одной из башен Донского монастыря. Печальна участь и многих архиереев, которые не подчинились живоцерковному Высшему церковному управлению. В провинции шли судебные процессы над архиереями и духовенством. Ярким примером этого был процесс епископа Ростовского и Таганрогского Арсения1. Он, как и Святейший Тихон, просил

 


1 С 1920 по 1922 г. епископ Арсений возглавлял Ростовскую епархию.

- 46 -

считать во всем виноватым только его и не осуждать духовенство, которое выполняло его указы. На суде обвинитель кричал: «Тихон в Москве, а Арсений на Дону» — и требовал расстрела. Суд вынес решение: епископа Арсения расстрелять. Но поднялся такой страшный крик и в суде, и в огромной толпе возле суда, что за ним последовало: «Но принимая во внимание и т. д. — заменить пятью годами лагеря в Соловках». Так описывает события того страшного периода А. Н. Стрижев.

«По возвращении из Москвы, — вспоминает он далее, — побывал я в тюрьме и у владыки нашего Арсения. В Ростове у нас было полное смятение, никто ничего не понимал. Во главе епархии стоял прежний епископ Феофилакт1, и многим казалось это вполне нормальным. Но то, что в это же время в тюрьме сидел владыка Арсений, смущало далеко не всех. Не смущало это и прозорливого старца Иоанна Домовского, строителя и настоятеля великолепного Александро-Невского собора2. Владыка Арсений во время моего посещения сказал мне: «Пойдите к отцу Иоанну и скажите ему от моего имени, что он не

 


1 Имеется в виду епископ Феофилакт (Клементьев), укло­нившийся в 1922 году в обновленческий раскол и возглавивший движение обновленцев в Ростовской епархии.

2 Протоиерей Иоанн Домовский в смутное послереволюци­онное время оставил должность настоятеля Александро-Невско­го собора и ушел за штат. Служил в Ростове-на-Дону в домовой церкви и почитался в Донской области как прозорливый старец. К о. Иоанну шло в эти годы множество людей за советом и руководством. О. Иоанн был большим почитателем св. прав. Иоанна Кронштадтского и подражателем его жития. Об о. Иоан­не среди Ростовской паствы высказывалось мнение: «Он — копия, отпечатанная Богом для утешения людей с о. Иоанна Кронштадтского: тот же дух, та же сила, тот же магнит, при­тягивающий к себе покоренные им сердца». Умер о. Иоанн в конце 20-х годов, после продолжительной болезни.

- 47 -

может так поступать. Живоцерковники — не православные».

Страшно было идти к отцу Иоанну с таким поручением, так как он был не только прозорливец, но и целитель многих. Войдя в келью отца Иоанна, я остановился и сказал: «Отец Иоанн, я пришел сказать вам то, что поручил владыка Арсений». Когда я передал ему буквально слова Владыки, отец Иоанн начал плакать и рыдать. «Передайте Владыке, что я не знал всего, я хочу умереть православным», — сказал он в ответ. Вот какие страшные времена тогда были». Владыка Арсений, получив пять лет, был сослан на Соловки»1.

В Таганроге игумену Иосифу приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все городские храмы, кроме одного Никольского собора, где служил и проповедовал отец Иосиф с преданным Православию духовенством. Таганрогская паства, так же как и ростовская, поначалу не разобравшись в ложном направлении, взятом обновленцами, поддерживала их. Но впоследствии, когда народ понял и осознал, что имеет дело с раскольниками и предателями Православия, обновленческие храмы опустели, Никольский же собор не мог вместить всех молящихся. По навету живоцерковников это и стало причиной ареста отца Иосифа органами ГПУ г. Таганрога в 1925 году. Игумен Иосиф был осужден на два года лишения свободы2. Свой первый срок он отбывал в Коль-Ёле, в Коми области. Об этом периоде остались лишь краткие записи в одной из книг, принадлежавших митрополиту Иосифу:

«В 1926 году на Иверскую икону Божией Матери в Коль-Ёле была торжественная служба, за Всенощ-

 


1 «Дивеевские предания». М., 1996, с. 275-277.

2 Архив УФСБ по Ростовской обл. Д. 1472.

- 48 -

ной читался акафист. Служил прот. Волков, и пели две монахини: одна — местная зырянка мать Александра, а другая — карповская, из Петрограда, монахиня Эмилия. Погода была настоящая зимняя. Игумен Иосиф, 13 октября, Коль-Ель».

«15 октября в 2 (?) дня я исцелился перед иконой Иверской Божией Матери, страдавший крепко с 5 октября и особенно сегодня, 15-го. Помни, Иосиф! 15 октября 1926 год. Коль-Ель. Слава Тебе, Милосердная Владычице!»

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.
Тел.: (495) 623 4115;; e-mail: secretary@sakharov-center.ru
Политика конфиденциальности


Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
 
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, но мы уверены, что наша работа по сохранению и развитию наследия академика А.Д.Сахарова ведется на благо нашей страны. Поддержать работу «Сахаровского центра» вы можете здесь.