- 92 -

НОВЫЙ ПРИГОВОР

 

Итак, 8 июня 1944 года епископ Иосиф был направлен из Киева в Москву со следующей служебной запиской: «Примите этапированного из г. Киева в г. Москву временно задержанного Чернова И. М. Прибыл в Киев без соответствующего разрешения на въезд в город, не имеет при себе паспорта и других документов. Задержать на 48 часов для выяснения личности»1.

13 июня Владыка был доставлен во Внутреннюю тюрьму НКГБ СССР, откуда 20 сентября 1944 года переведен в Лефортовскую тюрьму, где содержался в камере №69, затем, 4 ноября 1944 года, переведен в Бутырскую тюрьму. В этот период Владыка подвергался многочисленным допросам, которые проводились в основном в ночное время. Во внутренней тюрьме владыка Иосиф находился в одной камере вместе с епископом Мануилом (Лемешевским, впоследствии митрополит Куйбышевский). «С М[итро-политом] Куйбышевским, — писал уже в 1974 году в Алма-Ате владыка Иосиф, — были вдвоем в камере 4 мес. на Лубянке. Потом он — на свободу, а я в Челябинск на 5 л[ет]. Читали два правила монашеские — это я. А он читал прекрасно, легко и скоро светскую литературу, которую нам давали. Под Преображение и Успение я обе службы (бдение) читал, что помнил и знал. Это — я в Челябинск, а он на кафедру, отбыв пять лет заключе-

 


1 Центр Правовой Статистики и Информации при Прокуратуре Карагандинской области. Д. 17403.

- 93 -

ния...1 Его Бог наградил воспитанником, который и занял его Куйбышевскую кафедру — моляся у могилы в притворе собора с богомольцами... Епископ Иоанн имя ему»1.

Из Москвы 13 ноября 1944 года епископ Иосиф был препровожден на доследование в тюрьму г. Ростова-на-Дону, где также подвергался многочисленным ночным допросам. При этапировании Владыке выдавались продукты: 650 граммов хлеба и 20 граммов сахара в день.

 

Архимандрит Иоанн (Алексеенко):

«Летом 1944 года мне, как благочинному г. Таганрога, вдруг привезли Владыкин чемодан и сказали: «Владыка утонул, вот его вещи». В чемодане действительно были его вещи: серебряный напрестольный крест, облачение — саккос (у меня долгое время был его саккос, а потом я передал его в Пантелеимоновский монастырь на Афоне, когда ездил туда), омофор, все облачение, кроме митры. Жезл раскручивающийся был в чемодане. Но я не мог поверить, что Владыка утонул, и стал его искать.

Потом я услышал, что Владыку в Киеве арестовали, повезли в Москву и из Москвы отправили в Ростов. Я сразу поехал в ростовскую тюрьму, повез ему передачу. Но в тюрьме для Чернова передачи не приняли, сказали, что он лишен передачи. Но мне было этого достаточно. Я убедился, что он жив и в Ростове.

 


1 14. 02. 1945 г. епископ Мануил назначен на Чкаловсую и Вузулукскую кафедру. С 22. 03. 1960 г. — Архиепископ Куйбышевский и Сызранский, с 25. 02. 1962 г. — в сане Митрополита. С 25. 11. 1965 г. на покое. Т 12. 08. 1968 г. Погребен в Куйбышеве, в притворе Покровского кафедрального собора.

1 Епископ Иоанн (Снычев) хиротонисан 12. 12. 1965 г. с назначением на Куйбышевскую и Сызранскую кафедру. Впоследствии Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. † 2. 11. 1995 г.

- 94 -

19 августа 1945 года в Азове арестовали всех обитателей «Белого дома». Я продолжал служить в это время в Таганроге, но тоже готовился к аресту. Меня арестовали позднее, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи сразу после Литургии. В 2 часа ночи отправили в Ростов и там посадили в тюрьму. Матушка Нина ростовская носила нам передачи1. В период следствия, на первой неделе Великого поста 1945 года, в тюрьме умер от голода иеромонах Тихон (Хилько Трофим Павлович).

А предала нас Грушенька Фараонова. Она жила у нас в «Белом доме» и продавала свечи. (Мы сами делали свечи и крестики.) И она донесла на нас. Всех арестовали, а ее — нет, потому что она была ихняя. Она спала на одной койке с матерью Варсонофией (Варварой Алексеенко, моей родной сестрой), и Грушенька ее пожалела и не предала, не записала в список членов общины. А когда приехали общину арестовывать, всех назвали пофамильно, а матушку Варсонофию нет. Тогда она сама говорит: «Подождите, вы меня забыли». Грушенька ее сдерживает: «Тебя я не записала!» А она ответила: «Меня там запишут». И вместе со всеми была осуждена. (Ей присудили восемь лет и после еще четыре года добавили.)

В тюрьме нас содержали всех отдельно. И когда водили на допрос — лицом к стеночке ставили, если случится кому идти навстречу. Допрашивали нас каждый день, ночью допрашивали, когда спать надо: «Ну, расскажите, какими вы антисоветскими делами занимались, расскажите». Я говорил, что мы только

 


1 Монахиня Нина (Мисенева) ежедневно рано утром ходила на убранный поля, подбирала колоски, перемалывала, пекла из этой муки лепешки и, управившись к вечеру, относила их в тюрьму для находящихся там обитателей «Белого дома».

- 95 -

служили и молились. А следователь протокол пишет и что-нибудь вставит, от себя добавит, что мы, мол, против власти шли. Он зачитает, а я не подписываю это. Тогда он рвет протокол и уже другой пишет.

Еще у нас допытывались: «Вот вы все здесь записаны как мужья и жены. И уже много лет живете вместе, а детей ни у кого нет. Как это так получается? »

А потом Владыке устроили очную ставку с моим братом отцом Стефаном. Отца Стефана спрашивают: «Старика этого знаешь?» А он, не желая выдавать Владыку, говорит: «Ну что вы, в первый раз вижу». А Владыка подумал, что он ото всего отрекся, и потом отцу Стефану следователь сказал: «Эх ты, Владыка плакал, что ты от него отказался». Но из общины от Бога не отрекся никто, все подтвердили, что веруют в Бога. А владыка Иосиф был для нас духовным отцом, мы укреплялись его примером.

Потом был суд. На суде Владыка сидел на первой скамейке, а за ним другие. Владыка молчал, он скорбный был, все мы были замучены этими допросами. Суд проходил так: нас вызвали и приговор зачитали. Потом всех нас вывели, посадили в машину и повезли на Ростовский вокзал. Там в арестантские вагоны посадили и всех сослали кого куда. Мы с Владыкой ехали в одном вагоне от Ростова до реки Оки. Там нас разлучили. Меня отправили в Тайшет-строй, а Владыку в Челяблаг».

 

11-19 февраля 1946 года Военный трибунал войск НКВД Северо-Кавказского округа в закрытом судебном заседании в г. Ростове-на-Дону в составе трех человек без участия обвинения и защиты рассматривал дело по обвинению Чернова И. М. и прочих обвиняемых в количестве 43-х человек.

 

- 96 -

На владыку Иосифа было возведено ложное обвинение в том, что он «...после освобождения из мест заключения по отбытии наказания в январе 1941 года прибыл к месту жительства в г. Азов, где переселился на жительство в нелегальный монастырь «Белый Дом» и проживал там на нелегальном положении до момента оккупации г. Азова немецкими войсками, т. е. до 1942 года. <...> В период пребывания в указанном монастыре он наряду с религиозными обрядами проводил монархические идеи среди участников монастыря и воспитывал их в духе неизбежности изменения в СССР политического строя, восхвалял царский режим. <...> После занятия гг. Азова и Таганрога немецкими войсками Чернов в августе 1942 года прибыл в Таганрог, где немецкими властями был поставлен во главе Таганрогской епархии»1.

Военный Трибунал В/НКВД Северо-Кавказского округа приговорил:

Чернова Ивана Михайловича по совокупности совершенных им преступлений на основании ст. 58-10, ч. 2 УК, с санкцией ст. 58-2 УК подвергнуть лишению свободы в ИТЛ сроком на 10 лет с поражением в правах сроком на 5 лет с конфискацией имущества. Как особо опасного государственного преступника, как организатора, направить в особый лагерь МВД. Зачесть срок с 4 июня 1944 года»2.

Впоследствии сам владыка Иосиф писал: «Никаких речей (клянусь!) в пользу фашистов я не говорил в храме, кроме одной, и той исторически отвлеченной, в день восстановления на старое место в Таганроге памятника Петра I. Немецкие власти

 


1 Справка Коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

2 Чернов Иван Михайлович реабилитирован Прокуратурой Ростовской области 14 мая 1992 года.

- 97 -

меня дважды сажали под арест: В Ростове — 3 суток, в Умани — 66 суток, требуя от меня, как старожила Дона, выдавать им евреев, комсомольцев и др., чего я не мог сделать и готов был за это в Умани смерть принять. Ей-ей, истина моих слов, как гражданина, хотящего быть чистым перед Матерью-Родиной. Что касается евреев, то я некоторым помог спастись от фашистов, а партизанам давал белье, деньги и завтраком кормил, ибо приходили рано-рано утром, и сам своими руками мыл им голову в своем кабинете и ноги. Клянусь, что это правда, как перед самим Богом!»

Еще Владыка рассказывал, что на следствии ему задавали такой вопрос: «Как Вы рукополагали неграмотных простых мужиков во священники?» Он отвечал: «На безрыбье и рак рыба». И еще говорил: «Лучше нет и не будет. Они, как и апостолы, малограмотные, но зато страдальцы и верные служители Богу».