На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ ::: Иосиф (Чернов И.М.), митрополит - Свет радости в мире печали: Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова), исповедника ::: Иосиф (Чернов Иван Михайлович) ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Иосиф (Чернов Иван Михайлович)

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Сахаровского центра
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Свет радости в мире печали : Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф / сост. В. Королева. – М. : Паломникъ, 2004. – 686 с. : портр., ил. – ( Серия "XX век").

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 158 -

ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ

 

Чтобы более понятна была атмосфера 60-х годов, в которые начинал свое служение в Алма-Ате владыка Иосиф, мы вынуждены напомнить о тех реформах, которые проводило Государство по отношению к Церкви.

Не последней по значимости причиной наступления на Церковь были экономические расчеты властей. Тяжелый удар, связанный с неимоверным повышением налога, был нанесен по материальной базе как Патриархии, так и в каждой отдельной епархии. Духовенство буквально разорялось.

Как образец, отражающий положение духовенства в этот период, можно привести письмо к владыке Иосифу клира Болыпе-Михайловской Рождество-Богородицкой церкви г. Караганды:

 

- 159 -

«Его Высокопреосвященству, архиепископу Иосифу Алма-Атинскому и Казахстанскому от священнослужителей Больше-Михайловской общины православных

 

Прошение

Обращаемся к Вам, Ваше Высокопреосвященство, с покорнейшей просьбой о выдаче на нас троих денежной ссуды в размере 6000 рублей (новыми деньгами) для окончательной расплаты с налогом, наложенным на нас в размере почти 11000 рублей на каждого. Осталось нам еще к уплате по 2000 рублей каждому к 15 ноября сего года.

Для расплаты с налогом нам пришлось взаимообразно занимать у верующих прихожан, а больше уже занимать не у кого, почему мы вынуждены обращаться к Вашему Высокопреосвященству с этой просьбой.

Мы даем обязательство в том, что из зарплаты, приходящей на наши руки, 50 % Церковный Совет ежемесячно будет удерживать с нас для оплаты ссуды, занятой из Епархиальных средств.

Мы выражаем надежду, что Вы, Ваше Высокопреосвященство, не откажете в нашей просьбе.

К сему: настоятель архимандрит Севастиан (Фомин),

Священники: А. Кривоносов, П. Коваленко».

Сам же Владыка не давил на приходы в отношении налогов и не заставлял сдавать государству большие суммы. Кто сколько сможет, по силам. Он понимал нужды Церкви и нужды людей.

На владыку Иосифа тоже был наложен огромный налог. Однако этого Горфинотделу казалось недостаточным, и изыскивались любые поводы, чтобы увеличить этот налог до крайности. Начальник Управления государственных доходов писал в марте 1961 года уполномоченному по делам Русской Православной Церкви С. Р. Вохменину: «...Поскольку Епархи-

 

- 160 -

альный архиерей Чернов И. занимается совершением религиозных обрядов не только в большие годовые религиозные праздники, но и в обычные воскресные и даже в субботние дни, выполняет другие потребности верующих, т. е. занимается выполнением религиозных обрядов и треб постоянно, поэтому он... подлежит обложению подоходным налогом по ставкам, установленным ст. 19 Закона об этом налоге.

21 марта 1961 год»1.

 

Алексей Самуилович Сапожников:

«В 60-м году Владыку перевели в Алма-Ату, и он меня тоже забрал с собой из Петропавловска. А в 61-м году возникла 19-я статья об уплате налогов. Все налоги за обслуживающий персонал приписали Владыке, и в итоге ему к уплате наложили такую сумму, что от его зарплаты не оставалось абсолютно ничего. Тогда уполномоченный ему диктует: вот у тебя там есть уборщица, у тебя там есть кухарка, у тебя есть парень (на меня указывает), который тебя охраняет, — он на производстве работать может, есть шофер — так ты их сократи.

Когда Владыка приезжал от уполномоченного, он вздыхал: «Отцы, для того чтобы сейчас быть служителем Церкви, нужно быть жертвой».

Дело утряслось тем, что ему оставили уборщицу и шофера. Но нам пришлось расстаться.

Однажды, незадолго до моего увольнения, принесли Владыке почту. Он рассматривает, сортирует все по кучкам. Одно письмо оказалось для меня, и он мне его передал. Это была справка Верховного суда о том, что дело мое, за которое я 10 лет в лагерях отбывал, а затем 6 лет находился в ссылке, пересмотрено и закрыто «за отсутствием состава пре-

 


1 Центральный Государственный Архив РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 87.

- 161 -

ступления». Я показал письмо Владыке, он прочел и сказал: «Ну вот, с этой справкой на Страшном Суде так пройдете».

Когда стоишь около огня — он тебя греет. Так и около этого человека. И в лагере, и после ссылки я согревался теплом его души, я воскрес рядом с ним, как из мертвых. Он укрепил меня и физически, и духовно. И по сей день я дорожу им и помню его доброту».

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.
Тел.: (495) 623 4115;; e-mail: secretary@sakharov-center.ru
Политика конфиденциальности


Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
 
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, но мы уверены, что наша работа по сохранению и развитию наследия академика А.Д.Сахарова ведется на благо нашей страны. Поддержать работу «Сахаровского центра» вы можете здесь.