- 11 -

Детство, юность

 

Владимир Михайлович Крейтер родился 11 октября по старому и 24-го по новому стилю 1897 года в городе Кузнецке Томской губернии. Забавным предзнаменованием в его жизни оказалось то, что таинство крещения совершал священник по фамилии Минералов.

Отец Владимира Михайловича Михаил Ильич был сначала сельским учителем, ас 1901 года учителем трехклассного училища в г.Кузнецке, а затем начального городского училища в городе Барнауле. Он преподавал русский язык и сам занимался им со своими детьми. Михаил Ильич был человеком огромного трудолюбия. Его продвижение от сельского учителя до учителя русского языка городского училища требовало большого усилия для сдачи положенных экзаменов, подготовка к которым была для него очень трудной и порой мучительной. Владимир Михайлович, который очень много в жизни работал и часто спал по нескольку часов в сутки, вспоминая о том, как трудился его отец, говорил, что на его фоне он себе кажется бездельником. Михаил Ильич обладал большим чувством юмора, артистичностью, что, безусловно, унаследовал от него сын.

Мать Владимира Михайловича - Людмила Сергеевна, в девичестве Семенова, была из крестьянской семьи. Образования она никакого не получила, но будучи человеком очень способным и любознательным, очень много читала, увлекалась поэзией, любовь к которой привила маленькому Володе. Людмила Сергеевна пыталась даже писать небольшие рассказы, некоторые из них были опубликованы: "Река шумит" и "Угольщики" в журнале "Жизнь Алтая" в 1911 г., "Глухая тайга" в "Охотничьем

 

- 12 -

вестнике" в 1912 г. Некоторое время Людмила Сергеевна работала учительницей рукоделия в барнаульской женской гимназии.

У Владимира Михайловича были две старшие сестры. Лидия Михайловна была учительницей. Она умерла очень рано, 28 лет, играя со своими ученицами на загородной прогулке. Ольга Михайловна была историком, но из-за очень больного сердца не работала. Третья сестра умерла в младенчестве. Володя был последним четвертым ребенком в семье и единственным сыном. Михаил Ильич потерял надежду иметь сына, поэтому появившийся Володя стал кумиром и надеждой семьи, так как в то время считали, что только сын может стать опорой родителей.

Володя рос здоровым, крепким, очень способным и веселым мальчиком, рано начал читать и знал много стихотворений и басен. Он был очень спортивным: быстро бегал на коньках, хорошо ходил на лыжах и первенствовал во всех играх, требующих силы и ловкости. Такая физическая закалка очень пригодилась ему в его будущей геологической работе. Сибирская природа способствовала тому, что Володя рано стал заниматься охотой, рыболовством, но главным увлечением было коллекционирование бабочек, которыми были богаты барнаульские окрестности. Бабочками он занимался не с детским дилетантством, а серьезно изучал по справочникам, атласам и книгам их виды, распространение в разных природных условиях. Он мог просиживать ночами, чтобы поймать какую-нибудь редкую бабочку. Володя вел переписку с коллекционерами в других городах, обменивался экземплярами бабочек, и в результате всех усилий им была создана уникальная коллекция.

Разносторонние увлечения формировали энциклопеди-

 

- 13 -

ческую широту знаний, ищущий ум будущего исследователя. Юношеские увлечения В.М.Крейтера естествознанием были типичными для многих его ровесников, ставших впоследствии знаменитыми; страстное стремление к изучению естественных наук было характерно для начала XX века. Такие одаренные творческие натуры, как писатель В.В.Набоков, поэт Б.Л.Пастернак (этот ряд можно было бы продолжить) в эти же годы также истово искали себя в науке, в музыке, в поэзии, в искусствах. В.В.Набоков впоследствии в одном из своих интервью отмечал: "Занятия энтомологией, которым я с равной страстью предаюсь в поле, в библиотеке и в лаборатории, мне даже милее, чем литературные, где слова больше, чем дела, а это кое-что значит...". Прелесть дрожащего на кончиках пальцев точного описания, безмолвие бинокулярного рая, поэтическая меткость таксономического определения - вот художественная сторона того восторженного трепета, которым знание одаряет нас, говорил писатель.

Уникальная коллекция бабочек будущего ученого, к сожалению, не сохранилась - она сгорела во время большого барнаульского пожара, когда выгорели большинство деревянных домов города и, в том числе, дом, где жила семья В.М.Крейтера. Этот дом был построен в результате длительного, упорного труда родителей: Михаил Ильич давал уроки, Людмила Сергеевна шила, и вот, когда осуществилась мечта иметь свой дом и не жить по чужим квартирам, пожар уничтожил результат их многолетних трудов. Этот пожар и отчаяние родителей произвели на Владимира Михайловича неизгладимое впечатление на всю жизнь и породили отвращение к любой частной собственности. На многочисленные предложения приобрести дачу он всегда отвечал: "Увольте меня от го-

 

- 14 -

голевской шинели". Среднее образование Владимир Михайлович получил в барнаульском реальном училище, которое отличалось от гимназии большим объемом физико-математических наук. Михаил Ильич мечтал об инженерной карьере для своего сына, этим и был обусловлен выбор учебного заведения. Кстати, в этом же реальном училище в свое время учились академик И.Ф.Григорьев и профессор Д.А.Зенков.

Учился Володя хорошо. Особый интерес проявлял он к естественным наукам, а также - истории и литературе. Эти юношеские увлечения прошли через всю жизнь.

Из своих учителей он с особым уважением вспоминал преподавателя истории и географии Михаила Платоновича Логиневского, с которым он часто бродил по окрестностям Барнаула. Интересная встреча у Владимира Михайловича произошла со своим учителем через 35 лет в Москве. Михаил Платонович увидел в продаже книгу Владимира Михайловича и разыскал его в Геологоразведочном институте. Знакомство возобновилось. Владимир Михайлович с прежним уважением относился к своему бывшему учителю, встречался с ним и приветствовал его на юбилее в Московской музыкальной школе, где в то время Михаил Платонович преподавал географию.

Широкое развитие горнорудной промышленности на Алтае способствовало созданию высокого авторитета специалистов горного дела, поэтому звание горного инженера считалось очень почетным и престижным.

Однажды отец Владимира Михайловича пошел к своему приятелю - учителю Степанову и взял с собой Володю. В комнате, где они сидели, на стене висел портрет очень красивого молодого человека в форменной инженерной фуражке. Возвращаясь домой, Михаил Ильич сказал:

 

- 15 -

"А знаешь, кто у него сын? Горный инженер!" Это прозвучало, как нечто недосягаемое. Речь шла о молодом Борисе Львовиче Степанове, впоследствии профессоре, заведующем кафедрой полезных ископаемых Московского геологоразведочного института. Все это имело значение для выбора будущей специальности, и решено было поступать в Горный институт в Петербурге.

В 1915 году Владимир Михайлович, впервые сев в вагон железнодорожного поезда, поехал сдавать экзамены в горный институт. Он успешно сдал экзамены и был принят на геологоразведочный факультет.