- 61 -

Ученики

 

Стремление к преподавательской деятельности было свойственно Владимиру Михайловичу с первых лет его самостоятельной работы. Ему было совершенно необходимо, чтобы люди, работающие с ним, хорошо представляли себе смысл работы и конечный результат, к которому они должны были стремиться.

Уже в ранние годы своей производственной деятельности, возглавляя Забайкальскую геологоразведочную партию, Владимир Михайлович много занимался с буровыми мастерами, стремясь повысить их квалификацию. До окончания Горного института, в 1923-1925 гг., работая на Урале в Кизиловском угольном бассейне, он читал лекции в горном техникуме. Владимир Михайлович, будучи уже известным профессором, никогда не отказывался выступать в школах с рассказами о геологической профессии, и его яркие выступления привлекли многих молодых людей к

 

- 62 -

поступлению в геологоразведочные институты.

Владимир Михайлович почти никогда сам не приглашал аспирантов, к нему тянулась молодежь, которая хотела учиться у него и работать под его руководством. Основной стержень его научных направлений был практическое использование всех геологических закономерностей для выявления полезных ископаемых, т.е. наука о поисках и разведке последних. Однако темы диссертационных работ его аспирантов были самые разнообразные, от разработки вопросов региональной геологии до вопросов тонкой минералогии, но эти исследования всегда имели практическое значение.

Современные требования подготовки диссертаций преполагают наличие задела для ее написания, но Владимир Михайлович, как правило, рекомендовал разрабатывать новую тему с использованием накопленного опыта предыдущих работ. Он считал, что обучение в аспирантуре, прежде всего, должно расширить кругозор человека и его научные интересы.

Рекомендуя новые темы аспирантам, Владимир Михайлович углублялся в изучение этих научных направлений для лучшего руководства учениками. Часто разработанные в диссертациях научные положения становились основой дальнейшего развития этих идей и определяли формирование крупных научных работников. Так, Г.Д. Ажгирей, который разрабатывал в своей кандидатской работе вопросы структурных закономерностей локализации некоторых золоторудных месторождений, продолжил изучение структурных закономерностей и стал одним из крупных ученых тектонистов. А Владимир Михайлович в результате углубленных консультаций своего аспиранта и изучения структурных закономерностей локализации мес-

 

- 63 -

торождений создал книгу "Структуры рудных полей и месторождений".

Н.П.Ермакову, когда он занимался пьезооптическим сырьем, Владимир Михайлович посоветовал изучить газово-жидкие включения в минералах для решения генетических и поисковых вопросов. Это научное направление стало ведущим в научной деятельности Николая Порфирьевича и вывело его в ряд ученых с мировой известностью.

Стремясь расширить знания аспирантов и держать их в курсе современных научных достижений, Владимир Михайлович приглашал для чтения лекций своим ученикам крупных ученых, таких как А.А. Заварицкий, Ф.В.Чухров, С.С.Смирнов, А.В.Пек, Н.В.Барышев.

Еще в тридцатые годы Владимир Михайлович придавал большое значение математическим методам анализа, требовал овладения ими от своих учеников и включил в программу обучения аспирантов вопросы вариационной статистики и теории вероятности. Обладая огромной эрудицией и научной широтой, Владимир Михайлович не считал себя достаточно компетентным в некоторых научных вопросах, привлекал к консультации своих аспирантов других ведущих ученых. Кроме геологических знаний, Владимир Михайлович очень ценил в аспирантах их интерес к литературе, истории и был убежден, что настоящий ученый должен быть, прежде всего, культурным человеком, особенно это касалось тех, кто готовил себя к педагогической работе.

Аспиранты на кафедре всегда были равноправными членами коллектива и должны были принимать участие в решении всех вопросов. Когда Владимир Михайлович закончил свою книгу "Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых", он раздал рукопись всем членам ка-

 

- 64 -

федры, включая аспирантов, мнение которых было для него особенно важно, т.к. они были ближе к студентам, для которых писалась эта книга.

От аспирантов требовалось активное участие в педагогической работе. Это не были отдельные показательные лекции и практические занятия, а систематическое участие в учебном процессе. Не случайно большинство закончивших у Владимира Михайловича аспирантуру стали доцентами, профессорами и заведующими кафедрами разных институтов и университетов.

У Владимира Михайловича было 30 аспирантов, из них 10 человек стали докторами и профессорами: В.И.Смирнов, Г.Д. Ажгирей, В.Н.Козеренко, Е.М.Лазько, Д.П.Резвой, В.В.Аристов, В.А.Невский, М.Н.Денисов. Многие геологи, которые не были официально аспирантами Владимира Михайловича, но постоянно консультировались у него, считали себя его учениками. Среди аспирантов были трое геологов из Китайской Народной Республики. Один из аспирантов М.В.Мкыртычян был экономистом из Московского инженерно-экономического института и защитил диссертационную работу в области экономики геологоразведочных работ.

Владимир Михайлович относился к своим ученикам-студентам и аспирантам требовательно и влюбленно, он увлекался ими. Проявление таланта или больших способностей в любом из своих учеников воспринимал, как подарок. Он был глубоко убежден, что каждый из его аспирантов должен пойти дальше него в своих вопросах, что только так может осуществляться прогресс в науке. Именно такое отношение к своим ученикам позволило Владимиру Михайловичу создать "школу Крейтера", принадлежностью к которой гордятся многие геологи.