- 52 -

Ленинградский Драматический театр

Железнодорожного транспорта

 

Громоздкое название для театра. Но и время было железобетонное. Творческие работники считали долгом обслуживать гегемона, а гегемон — подтягивать творческих работников до уровня своего понимания передовой идеологии.

Работали в Ленинграде: и Колхозно-совхозный театр, театр Строителей, Красный театр, где занавес был багряным, а вместо звонков раздавался свист. Даже был одно время театр Милиции.

Тон всем творческим коллективам задавал ТРАМ — Театр рабочей молодежи. Его художественный руководитель Михаил Соколовский положил начало «трамизму» в стране. ТРАМы создавались во всех крупных городах.

«Орабочивание» театра шло бодрым маршем от Москвы до самых до окраин.

Ленинградский драматический театр железнодорожного транспорта появился на Тамбовской, 63 (в Доме культуры железнодорожников) в сезон 1935-36 годов как подшефный Акдрамы.

Спектакли в Транспортном ставили старейшие мастера: Горин-Горяинов, Лешков. Об этом пишет в своих

 

- 53 -

«Театралльных записках» Донат Мечик.

Он был здесь очередным режиссером. Работала в театре и его жена Нора Довлатова.

Сюда пришло после закрытия театра Красной Армии и особенно после разгона театра под управлением Вивьена немало вивьеновцев.

За ними потянулся в Транспортный театр черный шлейф «потери бдительности».

Обстановка всеобщей подозрительности, доносительства, паники становилась все более гнетущей.

Василий Лапин и Анисья Рыбкина подоспели (вот уж воистину как кур в ощип!) к финалу этой трагедии. Они пришли в Транспортный в сентябре (у отца в «Анкете арестованного» почему-то написано: в ноябре) 1937 года.

Директором театра был Д. А. Яркин, художественным руководителем А. П. Бурлаченко.

 

- 54 -

Перед высылкой мама получит в театре справку, в которой будет сказано о ее ведущем положении в театре, "творческой инициативе" и о том, что она "уволилась по собственному желанию".

Уманский и Прокофьев, подписавшие эту справку, входили в комиссию по ликвидации театра. Спасибо им за эту (смелую по тем временам) характеристику, позволившую маме в Рыбинске, куда нас сослали, устроится в театр, несмотря на то, что была она женой «врага народа» и сосланной.

Из четырех названных в справке спектаклей я помню два: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Пограничники».

В «Пограничниках» (пьеса Билль-Белоцерковского) мне не нравилась мама в роли шпионки Лены, и я очень переживала за отца — пограничника Когана, который попал в лапы врага и его на моих (зареванных) глазах пытали.

Действие происходило, если не ошибаюсь, на Дальнем Востоке, и шпионские вылазки Лены совершались под веселую песенку рыбаков:

На рыбалке у реки,

 

- 55 -

Тянут сети рыбаки,

Тянут сети, распевая,

Напевая ой-ля-ля!

А за кулисами в это время разыгрывался другой спектакль — и пострашней и покровавей. Здесь сети забрасывали сотрудники НКВД.

«Секретно. Начальнику транспортного отдела НКВД Шемель.

В отношении этого театра у нас имеются подозрения, что создание его связано со шпионскими целями. Как выяснилось в ЦК Союза ж/д, когда был поставлен вопрос о ликвидации театра, зав. культотделом Ходоровский — разоблаченный ныне враг народа — это делать категорически запретил.

Театр имел значительное число постановок в различных военных организациях (список прилагается).

Театр как транспортный, должен был обслуживать железнодорожников. Между тем этого не было даже в

 

- 56 -

стремлениях руководителей театра Яркина и Бурлаченко. Доказательством этого служит то, что они изготовляли декорации таких размеров, которые не могли помещаться на сценах наших клубов. (Как, например, для пьесы «Большой день»*) следовательно, они железнодорожников обслуживать не собирались.

Это положение мы рассматриваем как своеобразный вид вредительства.

Яркин и Бурлаченко не брезговали никакими средствами обмана. Так например, по каким-то сомнительным взаимоотношениям Яркина и Бурлаченко с неким Солодарем им была продана театру пьеса «Январь», провалившаяся в оценках зрителей, которую сами артисты считают халтурным произведением.

Для того, чтобы получить разрешение на постановку этой пьесы Яркин и Бурлаченко выпустили ее в сопровождении симфонического оркестра, а получив разрешение, выехали на линию и показывали в сопровождении гармошки. Очевидно, считая, что для ж/дорожников сойдет и это.

Яркин организовал подпольную пошивочную мастерскую, во главе которой поставил дельца Щербакова. Эта мастерская не была зарегистрирована, налогов не платила.

Зам. преддорпрофсожа Кировской ж/д Иванов».

Подшиты к делу и сообщения о том, что «театр должен был поставить 238 спектаклей, а поставил 186» (думаю, здесь слово «поставить» следует заменить словом «дать»), что «директор Яркин позволяет себе выпивать», что «за 37 год уволено из театра 40 человек, вновь принято 58»...

...что «Котов восхвалял Троцкого»,

 


* Автор пьесы «Большой день». Вл. Киршон (1902 — 1938), известный советский драматург, был расстрелян в июне 1938 года. Реабилитирован посмертно.

 

- 57 -

...что «коммунисты Коган и Плешаков знали, что у Польяк отец немецкий пастор, приговоренный в 1930 году к расстрелу (но расстрел заменили десятью годами) и не сообщили об этом»...

...что «первый муж Долбенко Франк арестован и выслан. И когда к 8 марта ей в подарок хотели дать книгу «Беломорканал», Коган стала возражать: «Такая книга для Долбенко не премия, а издевательство, поскольку напоминает об арестованном муже»,

...что «Поздняк участвовал в комсомольской оппозиции

...что «Власов оставил в купе свой партийный билет на станции Кивач».

Был собран компромат почти на всех работников театра. И тоже подшит к делу.

Жертв выбирали из этого списка:

«Краткие сведения о работниках театра Кировской жел. дороги».

«Томашевский Роберт Карлович 1890, в г. Риге, по национальности немец. Отец его арендовал аптеку и жил на доходы от нее. Сам он с 1909 по 1916 работал в немецких фирмах дрогистром (аптекарская специальность). Служил в царской армии с 1916 по 1917 год в чине чиновника военного времени (равным чину прапорщика) и был награжден Георгиевским крестом, как сам заявляет, «по блату».

В 1920 году пытался выехать в Латвию. В театр попал благодаря личному знакомству с директором Яркиным на должность администратора-кассира.

По сообщению актеров театра, Томашевский проявляет особый интерес к новостройкам, элект-

 

- 58 -

ростанциям, железнодорожным узлам, где он стремится бывать якобы для продажи спектаклей.

Курышев Григорий Власович. В 1884 г. в б. Саратовской губ., в семье священника. Курышев был в Великом Устюге у своего приятеля анархиста, сосланного туда. Там он встретился с женой Николаева, убийцей тов. Кирова. Положительно отзывался о нелегальной взаимопомощи ссыльных. В разговоре с работниками театра Курышев заявил, что профсоюзы - отжившая организация.

Патрикеев Сергей Михайлович род. в 1906 г. в Шелтозерском районе, Карелия. Отец его занимался торговлей в Петрозаводске, имел свою лавку. Брат служил офицером в старой армии, сейчас работает на пивоваренном заводе в г. Петрозаводске. Зять тоже служил в старой армии. Имеет награды: Георгиевский крест, медали Станислава или Владимира и английский крест, который получил якобы в России. Сейчас работает в осавиахимовской организации. В анкетах, заполняемых им ранее, обо всем этом не указывал. С братом и зятем находится в постоянной связи.

Мишель Вольдемар Вольдемарович род. в 1912 г. в г. Ленинграде, в 1924 г. вместе с отцом был в Берлине, куда по его словам отец был командирован. Бабушка и дядя находятся в Швейцарии, отец Мишеля переписывается с ним. Отец его был судим и отбывал наказание (принуд. работы). Мишель с отцом поддерживает связь, болен. В начале сентября женился. Сейчас процесс его болезни обострился. Находится на больничном лечении. Администрация театра заявляет, что Мишель молодой, растущий, способный актер.

 

- 59 -

Савина-Лерх Елена Иосифовна род. в 1905 г. в Ленинграде в семье кустаря парикмахера, изготовлявшего парики. Семья Савиной лишалась избирательных прав с 1927 по 1932 год. Отец имел треть магазина в Гостином Дворе и торговал игрушками.

Лапин Василий Дмитриевич род. 1901 г. в селе Токсово Ленинградской обл. в семье крестьянина-кулака, который имел свою лавку. После Октябрьской революции брат Лапина занимался торговлей, был лишен избирательных прав и выслан в г. Кировск. Администрацией театра принят в театр актером в первых числах сентября.

Ершов Николай Андреевич род. 1905 г. в г. Старая Русса в семье почтальона. В 1918 г. семья находилась на территории, занятой белыми. В 1924 г. Ершов исключен из комсомола за то, что пытался противопоставить себя комсомольской организации. В 1935—1936 г. работал в театре Вивьена актером и зав. постановочной частью, имел в бутафории, как он заявляет, для бутафорских целей - контрреволюционную литературу. По предложению директора театра в г. Ростове должен был уничтожить ее и «уничтожил», так что часть ее была обнаружена агентом НКВД в магазине, пущенная, как оберточная бумага для пирожных.

Мирзоева Анаида Арсеньевна род. в 1898 г. в г. Тбилиси (Тифлис) в семье железнодорожного врача. Мирзоева длительный период времени проживала и работала актрисой на территории грузинского меньшевистского правительства.

Аскаров Юсуф-али Вонелъевич род. в 1917 г. в Ленинграде, по национальности перс, сын иностранно-

 

- 60 -

го подданного. Отец его был староста персидской колонии города и окрестностей Ленинграда и по занимаемой должности был тесно связан с персидским консульством. Кроме этого он занимался торговлей. Аскаров комсомолец. Принят в театр в начале сентября 1937 года.

Погодицкий Владимир Павлович род. 1895 г. в г. Кронштадте, в семье потомственного почетного гражданина, коллежского асессора, казначея морского ведомства. Сам Погодицкий служил в старой армии в чине поручика. После Октябрьской революции перешел на сторону советской власти и был избран батальонным адъютантом. С 1919 по 1922 г. находится на службе в Красной Армии, исполняет обязанности командира батальона и одновременно занимается кулътработой, выступает актером и организовывает самодеятельность. Имеет не плохие характеристики того времени. В театре работает с 1936 г „ к работе относится добросовестно.

Анухин Иван Борисович род. 1899 г. в г. Ленинграде в семье портного штучника кустаря. С 1921 по 1925 г. отец занимался торговлей в Александровском рынке. В 1935 г. или в 1936 г. лишился избирательных прав, но в этом же году был восстановлен. Анухин поддерживает с отцом тесную связь. В театр принят в начале сентября 1937 г.

Яркин Дмитрий Арсеньевич р. 1887 г. в г. Ленинграде, в семье рабочего. В 1928 г. до суда был арестован на 4 месяца, по суду оправдан. Привлекался, как участник уголовн. деяний владельцев театра «Сатиры».

 

- 61 -

Итак, «объективка» составлена. «Краткие сведения» дают простор для версий.

...Нарком путей сообщения Лазарь Каганович требовал подозревать всех, от стрелочника до начальника дороги.

Директор театра Яркин на всякий случай в черном списке.

...Идет процесс против Бухарина, вечного защитника крестьян-кулаков. На этот случай сгодится Василий Лапин.

...Ну, а иностранцы всегда кстати. Два немца, перс...

...И, наконец, если продолжать версию «пропаганды контрреволюционной литературы», Николай Ершов, зав. реквизитом театра Вивьена, всенепременно понадобится.

Гадательный список... Жирным черным карандашом на полях этого списка кто-то наметил шестерых:

Мишель Вольдемар

Томашевский Роберт

Погодицкий Владимир

Анухин Иван

Патрикеев Сергей

Лапин Василий

Кто-то взвешивал «за» и «против», а, может быть, игра случая? Так, пальцем в небо?

...Очень трудно мне пишется. Словно гири на руках. Словно кто-то под локоть: кому это сегодня интересно? У каждого десятого в этой стране кто-то сидел. Но у меня был один отец. Его убили.

Много таких? Много. Вот поэтому и пишу. Хочу разобраться. Или помочь разобраться тому, кто напишет

 

- 62 -

когда-нибудь истинную историю нашего государства.

Что за чертополох вырос на этой кровавой земле? Кто — мы? И почему любой первый шаг к свободе у нас — шаг к пропасти?

Я спросила у одной своей сверстницы, ее отец тоже был арестован и тоже попал в мясорубку, читала ли она его «дело»?

— А зачем? Все дела на одно лицо. Все — вранье. ...Адель Игнатьевна Крылович, мамина подруга, когда ей было уже 87 лет, говорила мне, как всегда ультимативно:

— Наталья! Не ходи в КГБ!

— В ФСБ, Адель Игнатьевна. Теперь эта организация называется ФСБ.

— А хоть бы и БДТ, суть не меняется. Не лезь ты к ним!

— Да ведь сейчас другие времена...

— Палачам во все времена нужны люди с головой! Сколько через прокрустово ложе прошло? Сколько голов слетело! Остальные — ноги поджали, голову в плечи втянули, чтоб соответствовать!

«Другие времена!...» А война по сей день наше самое светлое воспоминание и знаешь почему? Люди если и гибли, то от вражеской пули! Не всякому такое счастье.

Послушайся, не ходи! Я тебе про твоего отца сама все расскажу. Я и Оне (так мою маму все звали, уменьшительное от Анисьи) говорила: удивляюсь, как Василий до 38-го года дожил, как его раньше не прихлопнули! Еще в институте. Чуть какая дискуссия — Васька на трибуне. Есть Бог или нет? — Есть, говорит. Я, ты знаешь, сама верующая, да помалкивала.

 

- 63 -

Стенгазету институтскую сорвал, всех перепугал. Оня плакала. Мы были уверены, что его выгонят.

А уж выпьет — тут держись Иосиф Сталин! За язык его забрали, вот что. Я тоже Сталина не любила. Это мать твоя идеалисткой была. Но не любила, да помалкивала.

И зачем их в 37-м понесло в Транспортный театр? Василию режиссерскую работу пообещали и для Они репертуар хорошо складывался. Но ведь знали, что там творится! Нет, понесло...

Оня была громоотводом в Васиной судьбе...»

«Громоотвод»! Маленькая, легкая, как перышко, моя мама. Ночью подушка мокрая от слез, а днем — нет ее веселее.

«Что за счастливый характер!» — говорили. Характер — был. Писала во все инстанции: «Не виноват, не виноват, вызовите меня, выслушайте!»

В 1954 году, по ее письму Н. С. Хрущеву, начали пересмотр дела шестерых расстрелянных. 1954 год. Декабрь. Из показаний Анаиды Мирзоевой:

29 января 1938 года группа актеров не пришла на репетицию. И по театру прошел слух, что они ночью арестованы. За что — никто не знал...