- 314 -

[Москва

Плющиха

угол Долгого пер. и

Новоконюшенной,

д. 12, кв. 7

Ольге Павловне

Флоренской ]

 

1935.ХI.15. № 371 Соловки. Дорогая мамочка, давно не получал от тебя письма и не ясно представляю, как ты живешь. Вася, который может быть бывает у тебя, мне не пишет. Анна в Москве бывать не может, Кира тоже не пишет. Живу я внешне не плохо, внутренне же уныло: ни на минуту не удается остаться с самим собою; природы не вижу, да сейчас и природа вся уныла, сера и неуютна; работа идет в обстановке вовсе не располагающей к активности и жару. Поэтому время идет, а ничего плодотворного не делаешь; т. е. кому-то это и нужно, но мне лично не дает ничего. На днях один художник скульптор пока

 


1 Письмо № 36 отсутствует.

- 315 -

зывал мне резьбу по дереву—крышку к альбому. В своей композиции он изобразил Соловки в целом. Опишу тебе эту работу, т. к. она удачно дает сводку важнейших сторон соловецкого хозяйства. Резьба по грушевой доске. В средней части— овальный медальон с видом на Кремль, со стороны, которую обычно художники не изображали. Виден Собор-крепость. Архитектура его весьма своеобразна и я не могу понять, есть ли это продукт местного сильного и оригинального творчества, или же этот собор построен каким-нибудь западным выходцем. Стиль собора скорее всего можно охарактеризовать как романский на переходе к ранней готике. Собор—высокий, монументальный, простой по архитектуре и величественный. Когда находишься в Кремле, то неоткуда воспринять собор, как целое, и потому он не производит никакого впечатления. Издали же, с юго-западной стороны, он высится над циклопическими кремлевскими стенами, и отсюда оцениваешь его архитектурную значительность. Вокруг медальона—изображения производительных сил Соловков. Снизу—сноп и овощи. Справа—коровы, лошади, свиньи. Слева и наверху: бьют морского зверя— тюленя, ловят рыбу, собирают водоросли, тащат баржу. Композиция заключена в обрамляющие ее деревья.—Последнее время я занимаюсь разработкою различных применений водорослевого продукта—альгина. Находятся применения в безчисленных областях, самых разнообразных. М. б. некоторые, из найденных мною, уже известны, но будучи оторван от литературных источников открываю их, как новые. Изготовляю кальку, разные виды бумаги для черчения и рисования, для упаковки, для масляной живописи и т. п., краски, фиксативы, клей, составы для покрытия различных поверхностей и т. д. В частности, чиним старые калоши и заливаем швы сапогов для сообщения водонепроницаемости. Сейчас вот, в выходной день, был занят обработкою своих сапогов, чтобы не проникала в них сырость, а ее тут великое изобилие. Написал 4 статьи для журнала ББК, но не знаю, сумеют ли напечатать их там, т. к. они великоваты2. Пишу безчисленные заметки в стенных газетах по разным техническим вопросам, гл. обр. связанным с водорослями. Но все это, однако, не то, что я мог бы и должен был бы делать и что по внешним и по внутренним причинам совершенно неосуществимо. Живу в душевном полусне, это единственный способ жить вообще; мелькают дни за днями и недели за неделями. В этом полусне если есть что живое, то это воспоминания и мысли о вас, остальное же все призрачно и скользит тенью. Таковы и Соловки во всем, такова на них природа, погода и люди. Кажется действительность сном и часто ловишь себя на мысли, что вот, проснешься, и сновиденье разсеется. Самая зима здесь—не зима, а слякоть, как и лето—

 


2 Быть может, еще предстоит найти опубликованные или в рукописи статьи о водорослях с участием П. А. Флоренского. Р. Н. Литвинов 3.XI пишет: «...та работа, которую мы вели в прошлом году и не могли закончить в этом году, переходит уже в полузаводскую установку... Мы разработали целый ряд применений водорослевых продуктов и для бумажной промышленности, и для текстильной, и т. д. Взяли, вернее, сдали в БРИЗ штук 8 заявок на изобретения...» Известны пять авторских свидетельств, выданных П. А. Флоренскому и соавторам в 1936—1937 гг.: 1) П. А. Флоренский, Н. Я.Брянцев, Ю. Е. Станилевич. «Способ изготовления краски». Заявлено 21 февраля 1936 г. 2) П. А. Флоренский, Ю. Е. Станилевич. «Способ художественного оформления тканей». Заявлено 21 февраля 1936 г. 3) П. А. Флоренский, Р. Н. Литвинов, Н. Я. Брянцев. «Способ комплексной переработки водорослей». Заявлено 27 марта 1936 г., № 190281, опубликовано 31 мая 1937 г., № 51091. 4) П. А. Флоренский, Р. Н. Литвинов, Н. Я. Брянцев. «Способ изготовления термоизоляционного материала». Заявлен 11 мая 1936 г., № 193795, опубликован 31 августа 1936 г.. № 49229. 5) Р. Н. Литвинов, П. А. Флоренский. «Экстрационный аппарат». Заявлено 11 мая 1936 г., № 193796, опубликовано 30 ноября 1937 г., № 51929.

- 316 -

не лето, а тоже слякоть, несколько более теплая, чем зимняя.— Сижу в комнате. За дверью в коридоре устроен красный уголок. Звучит радио, но передачу не разберешь из за шума. Человек 30, если не больше. Кто сидит за шахматами, кто разговаривает, стараясь перекричать шум, кто поет, кто брянчит на гитаре или еще на чем-то. Мальчишки борются, толкаются, скачут. В общем же—порядочный содом, впрочем невинный. На мальчишек жалко смотреть, они мне непроизвольно напоминают птиц в зоологическом саду, несмотря на старания быть веселыми. Тут же бреются. Иные обучаются парикмахерскому делу и стригут кого попало, кажется недурно. Иногда гомон прекращается частично: поют хором или устраивают импровизированный оркестр из трех-четырех инструментов. Выходит довольно гладко. Однако, и при гладкости и при негладкости заниматься невозможно, даже на письме никак не сосредоточишься, и оно прерывается на каждой фразе.— Иногда, к сожалению редко, по радио передаются романсы Шуберта: «И песнь моя...» и др. Тогда с необычайною живостью мне вспоминается, как ты их пела, и эти воспоминания связываются с Батумом. Замечательно, что из Батумских впечатлений особенно ярки первые, когда мы жили у полотна железной дороги и переезда, недалеко от баттареи. Ясно вижу перед собою балкон, домик, который построил на нем папа, семью актеров, живших во дворе, контрабандистов-фальшивомонетчиков, которые внезапно сбежали. Как ясно припоминается мой «охотничий» костюм, магазин Триандопуло, мыло тридас, венецианские бусы, пристань и т. д. Мельчайшие подробности стоят перед глазами, как будто были сегодня. Более позднюю жизнь в Батуме тоже помню хорошо, но все-таки не так ясно.—Крепко целую тебя, дорогая мамочка. Передай мой привет Люсе и тете.

 

1935.ХI.17—18. Соловки. Дорогой Кирилл, недавно я узнал персидское, т. е. исходное, произношение имени Кир: это Сйрус, наше же Кир получилось из греческого Кброс. А т. к. Кирилл происходит от Кир, то твое имя правильнее произносить Сирилл. Впрочем, я раньше знал это, но позабыл. Дарий по персидски Дара. Имя поэта нужно произносить Ферд(ao)усй, после «д» звук промежуточный между о и а (говори быстро оаоаоа... и тогда научишься), соединенный в дифтонг (двугласную) с кратким у. Слово же Кири по персидски неприлично. Вот для мамы некоторые персидские садоводные сведения. В тополевом стволе просверливают дыру и пропускают в нее виноградную лозу, ветку персика, абрикоса, вишни, алычи и т. д. Через год она приживается к тополю и прирастает. Тогда ее обрезают со стороны присоединения к материнскому растению. Привитая ветвь дает плоды, особенность которых в том, что они без косточек—виноград, черешни, вишни, персики и т. д. Однако

 

- 317 -

вкус этих плодов сравнительно малосладкий, и качество их невысокое. Это называется «пэйван биданэ», т. е. прививка без косточек. Таким же образом прививают на тополь розы, и притом одновременно разных сортов. Мне разсказывали, что у каждого дома стоит такой тополь, цветущий разнообразными розами.—Меня давно занимает вопрос о происхождении фамильных наименований, а именно от чего происходит различие фамильных суффиксов и что оно означает. Особенно характерно это различие в западном крае и на Украине, где суффиксы значительно разнообразнее, чем на Севере. Недавно мне удалось получить кое-какие пояснения по этому вопросу. Оказывается, что фамильный суффикс указывает на порядковый номер колена, считая от родоначальника фамилии. Но это конечно относится только к первым коленам. Некоторый родоначальник получает прозвище, в именительном падеже, обычно существительного. Например Ясень. Сыновья его называются уже не Ясени, а Ясенчуки. Окончание чук указывает на 2-е колено. В 3-ьем колене фамильное название будет уже не Ясенчуки, а Ясенки: Ясенко—значит внук Ясеня. Если, далее, род попадал в шляхту, то Ясенки становились, в 4-м колене, Ясинские и далее последующие колена назывались так же. Эта общая схема в отдельных случаях видоизменялась: развитие фамильного названия останавливалось ранее и застревало на промежуточной стадии. Было бы очень интересно проверить, насколько правильна и, если правильна, то насколько обща такая схема. Но какая-то общая, хотя и не всеобщая, схема развития должна быть, и надо ее выяснить.—Напиши мне, как ты питаешься, как и где живешь, как идут твои занятия. Скажи маме, что напишу ей на днях. Как здоровье дяди Васи? Как он работает. Кланяйся им от меня. Передай маме образец водоросли Аnpheltia3 из Белого моря. Из этой водоросли можно добывать агар-агар путем выпаривания, фильтрации и сушки. Он идет, между прочим, на кондитерские изделия. Целую тебя, дорогой. Пиши.

 

1935.ХI.18. Соловки. Дорогой Васюшка, уже давно не получаю писем, не только от тебя, к чему начинаю привыкать, но и от мамы. Не знаю, виновата ли в этом случае неисправность почтового сообщения или естественное действие времени.—Т.к. тебе приходится объяснять физические явления и в особенности оптические, то хочу тебе написать несколько соображений дидактиче-

 


3 Ahnfeltia plicata.

- 318 -

ского характера относительно бинокулярного зрения. Первая теория зрения, возникшая в древности и фактически сохраняющаяся во всех учебниках,—это теория лучей исходящих из глаза и упирающихся в предмет, его ощупывающих. Зрение — расширенное осязание (Аристотель). Глаз мыслится как центр, из которого радиально расходятся лучи. Эта схема вполне удовлетворительна для ряда построений и ею пользуются все, хотя замаскировывают суть дела словами об обратном ходе лучей, от предмета в глаз. Пересечем пучек лучей любою воображаемой плоскостью. Очевидно, если точки пересечения лучей с плоскостью как ниб. фиксировать и затем уничтожить предмет то глаз будет видеть как раз то же самое, что он видел ранее, ибо важны угловые соотношения лучей, а не концы их, как таковые. Теперь обратимся к бинокулярному зрению. Пучек лучей каждого из глаз (т. е., геометрически говоря, проектирующий пучек) даст свою проекцию на плоскости (картинная плоскость = плоскость изображения). Таких проекций будет две, они не будут совпадать ни по форме, ни по положению. Теперь каким-то образом (все равно каким) двумя глазами мы видим один предмет, находящийся в пространстве трехмерном. На плоскости изображения проектирующие пучки из глаз дают две проекции. Очевидно, если точки этих проекций будут зафиксированы, то получится два различных изображения предмета. Если теперь положение глаз (проектирующих центров) и положение плоскости изображений не изменится, а предмет будет удален, то для зрения ничего не изменится и, следов., пара глаз будет видеть пару проекций как один зрительный объект, но не плоский, а пространственный. Линейная проекция предполагает наличие центра проекций, единого и неподвижного; если это условие не соблюдено, то говорить о проективности, т. е. о перспективе нелепо. Бинокулярное зрение по существу дела не перспективно. Что же дает второй глаз?—Напр. при писании

 

- 319 -

портрета, т. е. на разстоянии в 2 м. от головы, он дает до 30 % дополнительно видимой поверхности. Чтобы особенно наглядно убедиться в неперспективности зрительных образов держи спичечную коробку осью 1 к липу на разстоянии ок. 10 см. от глаз, против переносицы. Тогда ты увидишь обратно перспективное изображение коробки. Голова на портрете должна быть представлена обратно-перспективно, т. е. с дополнительными, развернутыми плоскостями—иначе она будет видима как бы монокулярно4.—Больше нет места. Целую тебя, дорогой, не забывай. Привет Наташе. Получила ли она мое письмо? Часто ли ты бываешь у мамочки и у бабушки. Не забывай о них, пока можно, чтобы не жалеть впоследствии. Еще раз целую. Напиши [нрзб. ] в комнате у тебя и Киры.

 


4 Аналогичные идеи—о бинокулярном зрении как одной из причин обратной перспективы—развивает Б. В. Раушенбах в книге «Пространственные построения в живописи. Очерки основных методов» (М., 1980). См. также: Жегин Л. (Шехтель Л. Ф.). Воспоминания о Павле Флоренском // Надежда: Христианское чтение. Вып. 7. 1980. С. 275—297; То же. Вестник РХД. № 135. Ill—IV. 1981. С. 60—70; Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Мяовность древнего искусства) /Вступ. ст. Б. А. Успенского: К исследованию языка древней живописи. М., 1970