- 5 -

О лагерном дневнике Прейгерзона

 

Дорогой читатель, вы держите в руках книгу советского еврея-праведника и героя. Цви (Герш) Прейгерзон – ученый, специалист по обогащению угля, автор многих изобретений в этой области, по его учебникам, кажется, и сейчас учатся студенты горных институтов. И при этом он – рыцарь иврита, которого мы по ряду причин не знали. Всю жизнь он служил этому языку, как верный рыцарь служит своей прекрасной даме (кстати, на иврите слово язык – лашон – женского рода), говорил на иврите при первой возможности, писал на иврите рассказы, песни, романы и пострадал, как и полагается рыцарю, за свою любовь.

В Советском Союзе праведником и героем был каждый еврей, если в нем сохранилась хоть искра еврейства, любовь к своему народу, уважение к его традициям, к его великому прошлому, и тем более если он еще и решался соблюдать эти традиции в повседневной жизни, учить иврит и т.п. Подвиг этих евреев никто не прославлял, о них не писали иностранные журналисты. Им лишь могли грозить преследования и издевательства, тюрьма и лагерь строгого режима без права переписки.

Цви Прейгерзон отличался не так уж часто встречающимся качеством: он не только сам был разносторонне талантливым человеком, но и умел оценить талант и героизм других, услышать биение еврейского сердца в людях, с которыми столкнула его судьба на жизненном пути. Об этих героях-евреях он писал в своих рассказах, изданных в переводе на русский язык («Муки имени»), о них он писал в романе «Вечный огонь» (русского перевода еще нет) и в других своих произведениях на иврите, в том числе в песнях и стихах, написанных в советских лагерях.

 

- 6 -

Его лагерный дневник, написанный по памяти уже после освобождения из лагеря, – это не художественное произведение, это рассказ-быль о пережитом, передуманном. Мне кажется, что главное достоинство дневника – это рассказы о людях, сидевших в сталинских лагерях и не только не утративших, несмотря на жестокие испытания, человеческий облик, но и не потерявших интерес к человеческим ценностям вообще – к науке, искусству, литературе, к еврейским ценностям; о людях, учивших в лагере тайно иврит, еврейскую историю (рискуя получить дополнительный срок), отмечавших еврейские праздники, молившихся три раза в день, соблюдавших кашрут, старавшихся не работать в субботу (таким был праведник реб Мордехай Шенкар – солагерник Прейгерзона и отец автора этих строк – прим. ред.). Ценность дневника еще и в том, что Прейгерзон, благодаря своей блестящей памяти, смог назвать всех этих людей по именам.

Прочти, дорогой читатель, этот дневник, и запомни имена автора Цви Прейгерзона и его героев.

 

Циля Клепфиш

Реховот, май 2005 г.