- 4 -

ПОЧЕМУ Я ПИШУ ЛАГЕРНЫЕ КНИГИ?

Чистый националист — человек пылкой страсти, причем страсти несправедливой. Он напоминает влюбленного, которому немилый муж «предмета» сразу воображается вместилищем всех пороков. А зачем ему узнавать подлинные достоинства ее супруга? Какая объективность у нормального человека, если он преисполнен любовью к некоему объекту, которым, увы, обладает другой !

...Мы ходим по лагерному кругу с Борисом Пэнсоном, художником-сионистом из «группы угонщиков самолета» 1970 года. Мой Боря отрицает в ненавистной ему России абсолютно все — даже ее несомненные для мира достоинства. Даже литературу.

— Это вообще не настоящая литература, в ней одна проблема — «человек и общество». А истинная проблема искусства — «человек и человек».

Что ж, верно, «литература в России подготовляла политику и заменяла ее», — писал Лев Троцкий. Вот только неясно, сумеет ли Борис доказать, что проблема «человек и человек» есть единственная, истинно достойная всякого литератора...

Доминанта русской литературыв ее прямом общественном служении. И потому Пэнсон прав: она многое теряет в изяществе форм, в разнообразии методов обработки материала. Зато этот же фундамент прямого общественного служения делал русскую литературу «ЭТОЙ», как выразился бы старик Гегель — способной выразить специфику национальной души в потоке национальной истории. И именно потому интересной остальному человечеству.

Органы, созданные Творцом для постижения диалектики души и ритмов эпох, — Гоголь и Толстой, Маяковский и Пастернак _ либо губили себя, либо отрекались от литературы, если из-за артистичности своей природы не могли стать Учителями. Народа ли, человечества — это едино... Литература служила инструментом пересоздания мира, а не одним лишь орудием самовыражения личности. Даже великой личности.

Как ни парадоксально, но русскую литературу мир отметил и запомнил прежде всего именно поэтому...

В камере №204 следизолятора ЛенУКГБ я прочел «Анну Каренину». Я почти физически ощутил муку Льва Толстого от бремени, из-

 

- 5 -

бытка его художественного таланта. Он описать мог ВСЕ — но зачем, ради какой цели писать? Ибо только поняв эту конечную цель, можешь решить, наконец, неизбежную профессиональную задачу: что именно отобрать в текст из фонтанов возникающих в твоем воображении сюжетов?

Но! Если автором выбрана цель внелитературная, общественная — перед ним неизбежно возникнет иная проблема: а зачем облекать эту систему идей в художественные образы? Зачем нужен театр из придуманных автором ролей? И — возникает ощущение, что лжешь и фиглярничаешь, что некоей ужимкой вымысла играешь, чтобы привлечь читателя к правде — по сути-то немудрой и не имеющей отношения к этой игре художеств. С напряженной резью наблюдал я в камере, как вваливаются в «Анну Каренину» новые персонажи — ненужные для главной мысли художника, размазывающие тугую пружину задуманной композиции... После такого романа, понимал я. Толстой неизбежно и должен был попытаться уйти из литературы. Он должен бы ощутить глубокое неудовлетворение художественным качеством того, что рождалось на бумаге.

А рождался, вопреки разочарованиям — великий роман.

Так вот. возвратясь к заглавному вопросу — «Почему я пишу лагерные книги?» — то, вопреки скромным размерам дарования (это — отнюдь не самоуничижение, возможно, напротив — излишняя самоуверенность в иных собственных достоинствах) я являюсь русским по типу творчества писателем. Так сложилась судьба: «на Гоголе замешали. на Толстом испекли, на Солженицыне подрумянили»...

И раз возникло в душе ощущение, что «про мой лагерь» надо написать во имя некоей сегодняшней общественной пользы — я такой опус все равно сработаю. Независимо, люблю я сам про лагеря читать (определенно скажуне люблю!), хочу ли про это писать (надоело! Ну, сколько можно!). «Надо, Федя, надо...»

Не для успеха у рыжих девушек, не для славы (какая уж слава, замечу в скобках, я ведь пишу этот текст в ссылке, где он обещает новые годы заключения) и тем более не для заработка. Какой заработок, Боже мой!

Просто — неизбежно надо. В 18 веке старина Кант называл это чувство категорическим императивом. Кстати, он был современником Радищева, подарившего мне заглавие моего сочинения...

Знаете, здорово хорошо работается, когда чувствуешь, что повинуешься категорическому императиву....