На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
ПОКАЗАНИЯ Е.А. ПОЛЬ ::: Шиповская Е.А. - Исповедь рыцаря света ::: Шиповская Елена Аполлинарьевна ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Шиповская Елена Аполлинарьевна

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Сахаровского центра
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

 
Шиповская Е. А. Исповедь Рыцаря Света : Воспоминания. - М. : Интерграф Сервис, 1998. - 184 с. : портр. - (Семейный архив).

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 162 -

1.Показания 24.9.30г.

 

Мировоззрение мужа — отрицание в основе материи и духа, вера в какую-то первооснову, но он не анархист и не мистик. Мое мировоззрение: отрицаю бога, и стала думать как о первооснове материи. Помню, в разговоре с мужем я отстаивала точку зрения материалистов, но он заявил, что это неверно, ибо мертвая материя не может дать жизни, но в то же время он не мог мне привести достаточно убедительных доказательств в подтверждение своих взглядов. Полагаю, что он сам этого не понимает.

Приблизительно года три или три с половиной я по приглашению моего мужа бывала у НИКИТИНЫХ на вечеринках, причем каждый раз я там встречала двух-трех человек, мне не известных. Из посещавших НИКИТИНЫХ знаю АДАМОВУ Елену, ПОКРОВСКУЮ Ирину, КОРОЛЬКОВА Павла, моего мужа, САМАРСКУЮ Елену (Лёку); ЛЕОНТЬЕВА лично знаю, но у НИКИТИНЫХ не видела его. Больше никого из присутствовавших на вечеринках у НИКИТИНЫХ по фамилиям не знаю. На этих вечеринках читали стихи, АДАМОВА рассказывала что-то, докладов никто не делал; знаю, что НИКИТИН собирался делать доклад об Атлантиде, но у себя не делал, делал его в Академии.

Бывали мы с мужем у СМИРНОВА, и они бывали у нас, с ними мы жили в этом году на даче, ст. Переделкино по Брянской ж.д., ШИШКО знаю, видела его в Детском театре; ЗАВАДСКОГО знаю, ибо меня познакомил кто-то в один из вечеров в театре; ВОДОВОЗОВА знаю по Институту Слова, ЛЮБИМОВУ знаю, кажется, видела у НИКИТИНЫХ; ИВАКИНСКУЮ знаю по Институту Слова, БАРКОВ ее муж;

 

- 163 -

ДЕЙКУН я застала у ИВАКИНСКИХ, где она была со своим мужем, БЛАГОНРАВОВЫМ; АРЕНСКОГО знаю, т.к. познакомилась на Кавказе на ст. Лоо. СМИРНОВА я считаю недалеким человеком.

По моему мнению, все названные мною лица по мировоззрению не материалисты, за исключением ВОДОВОЗОВА, который говорит, что все это чепуха— всякие духи и т.п. На вечеринке у НИКИТИНЫХ АДАМОВА читала что-то о черепахе. Читались стихи Блока, Гумилева и др. Эти вечеринки были очень скучные, т.к. в большинстве приходилось сидеть и ничего не делать. Нахожу, что если и существует организация рыцарей, то люди, названные мною, если и состоят в этой организации, то никоим образом они, по моему мнению, не могут быть против советской власти, а также сама организация не может быть контрреволюционной. СОЛОНОВИЧА я знаю, потому что он как-то случайно читал лекции в Институте Слова.

Протокол мной прочтен и записан правильно с моих слов.

Е. Поль

[ЦА ФСБ РФ, т.6, лл.419-419 об]

 

2. Показания 25.9.30 г.

 

НИКИТИНА Леонида Александровича, ШИШКО Владимира Федоровича, ДЕЙКУН Лидию Ивановну, БЛА-ГОНРАВОВА, БАРКОВА, ИВАКИНСКУЮ, ЛЮБИЦКОГО Георгия Александровича, КОРОЛЬКОВА, Феликса Федоровича (как фамилия — не знаю)* — этих людей я встретила у НИКИТИНЫХ, но большинство в разное время. Собирались же мы этим десятком главным образом у ИВАКИНСКОЙ, вернее, только у нее на квартире. Во время сборищ почти никогда

* Гиршфельд Феликс Федорович. — А.И.

- 164 -

не бывали в полном составе, т.к. артисты БЛАГОНРАВОВ и ДЕЙКУН часто отсутствовали. Отсутствовал также часто и ШИШКО. Собрания происходили приблизительно раз в месяц.

На собраниях высказывались почти все, т.к. имелось в виду, что каждый должен себя как-то проявить, сказать что-либо. Говорилось о древнем Египте, рассказывали о своих личных хороших поступках. Так, хорошо помню, что ЛЮБИЦКОМУ и КОРОЛЬКОВУ, не имеющим отношения к искусству непосредственно, предлагалось рассказывать о своих хороших поступках. Такое задание они получили на одной из вечеринок также у ИВАКИНСКОЙ. Говорилось вообще об искусстве в плоскости — как лучше подействовать на людей посредством искусства. Считали, что надо устраивать концерты и каждому на этих концертах проявлять себя, кто как может в качестве исполнителя. Организовался кружок по искусству таким образом: как-то пришла к ИВАКИНСКОЙ и на ее квартире застала несколько человек. Шел разговор об искусстве, и решили создать кружок по искусству. Значительно позже НИКИТИН говорил о «Храме Искусств», упоминал, что в древнем Египте были такие «храмы искусств». В этих «храмах искусств» были три степени: первая, самая низшая, когда человек только овладевает каким-либо из видов искусства; вторая и третья — более высокие. Причем говорилось, что задачей каждого является заниматься искусством, если он имеет к нему какое-либо отношение, для того, чтобы через это искусство действовать облагораживающе на людей, тогда он и сам станет лучше. Сроков никаких не намечалось. Не помню, говорила я мужу или нет о существовании указанного мною кружка.

Протокол мною прочтен и записан правильно с моих слов.

Е. Поль

[ЦА ФСБ РФ, т.6, лл.422-423]

 

- 165 -

3. Показания 29.9.30 г.

 

Насколько помню, в 1925г. я была посвящена в рыцари 1-й степени «Храма Искусств» НИКИТИНЫМ Л.А. в присутствии почти всех, входивших в наш кружок. Посвящение происходило на квартире ИВАКИНСКОЙ. При посвящении говорили несколько слов, прикасались рукой к плечу и говорили: «Встаньте»! Посвященный должен был дать обещание хранить тайну и быть мужественным и смелым (как рыцарь). На собраниях, когда присутствовал НИКИТИН, имелась белая роза у него или она лежала на столе. Роза означала символ чистоты. Легенды, рассказываемые НИКИТИНЫМ, по своему содержанию очень непонятные и запутанные, похожи на самую фантастическую сказку. Я полагаю, что НИКИТИН сам это сочиняет. На одном из собраний зашел разговор о том, почему члены кружка   должны называться рыцарями; НИКИТИН ответил, что это подразумевает, что «качества, которые имеют члены кружка, такие же, как имели средневековые рыцари, с той только разницей, что тогда все происходило на земле физического свойства, а теперь доблести рыцарей должны быть доблестями духовными».

Протокол мною прочтен и верно записан с моих слов.

Е. Поль

[Ц А ФСБ РФ, т.б, лл.423-423 об]

 

4. Показания 30.9.30 г.

 

СМИРНОВА и КОРОЛЬКОВА я знаю по Институту Слова еще с 1920г., с ними вместе я училась. Тогда же узнала и ИВАКИНСКУЮ, которая тоже училась там. С НИКИТИНЫМ меня познакомил муж, который с ним был знаком раньше. Насколько помню, первый раз к НИКИТИНЫМ я пошла вместе с мужем. По всей вероятности, на вечерах у НИКИ-

 

- 166 -

ТИНЫХ я была раза два и одна, без мужа, у ИВАКИНСКОЙ я часто бывала на вечеринках. Бывала на вечеринках у НИКИТИНЫХ, а также у ИВАКИНСКОЙ. Как-то я встретила у ИВАКИНСКОЙ НИКИТИНА и еще несколько человек, предполагала что у нее гости, и осталась. В разговоре затрагивались вопросы искусства и его значения, причем решили встретиться еще раз, назначив день. Мне показалось что такой разговор шел не впервые, имел место и раньше. После посещения мною нескольких собраний я была посвящена в рыцари Ордена «Храма Искусств». На этих собраниях говорили о работе над собой, воспитании духа, твердой воли и избавлении от имеющихся недостатков (помощь близким), а в области искусства — овладевать отраслью искусства для того чтобы через нее влиять на людей облагораживающе, т.к. искусство может смягчать дурные инстинкты и пробуждать лучшие чувства.

Собрания кружка бывали двух видов: 1) на которых рассказывались легенды НИКИТИНЫМ и 2) деловые, когда члены Ордена обсуждали виды нашей работы. Собрания чередовались, но не строго. Собрания происходили приблизительно раз в месяц. Кружок просуществовал приблизительно год, после чего распался, т.к. все начали выходить из кружка. Насколько помню, первым из кружка ушел ШИШКО. Мужу о том, что была посвящена в рыцари, я не говорила, т.к. было сказано, что не надо говорить никому, даже самым близким. Говорил ли НИКИТИН ему об этом — я не знаю, но считаю, что нет.

Припоминаю, м.б. с большими неточностями, легенду о рыцаре, нарушившем три раза свой обет. В первый раз он обещал помочь другу, а на пути, встретив женщину, окруженную разбойниками, оказал помощь женщине, но опоздал к другу. Во второй раз из-за женщины он отказался помочь вдове, чем лишил ее возможности выиграть дело в суде об имуществе, которое она потеряла. Когда же он захотел жениться на этой женщине, она обернулась дьяволом. Третий случай не помню, но смысл тот же, что

 

- 167 -

из-за личного интереса кому-то не помог. Идеи, вытекающие из этого: 1) человек абсолютно свободен в выборе, как поступить в том или другом случае, и 2) за несдержанное слово он всегда расплачивается.

Боюсь, что смысл последней фразы мною передан неверно, сейчас совершенно не помню, как еще объяснить эту легенду.

Вторая — о каком-то храме, построенном неизвестно где, вне времени и пространства с целью подействовать на психику существ, находящихся в том месте, обладавших еще звериными инстинктами и не осознавших себя.

Е. Поль.

[ЦА ФСБ РФ, т.6, лл.427-427 об]

 

5. Показания 14.10.30 г.

 

Вспоминаю одну из вечеринок, которая называлась «праздником» и происходила 25 декабря. Мы сидели за круглым столом, накрытым скатертью, в середине которого стояла чаша с вином, накрытая белым с черным крестом посреди. Сверху лежала какая-то веточка. Кроме того, на столе лежало Евангелие, заложенное голубой лентой. Праздник начался с вопроса младшего из присутствовавших о том, есть ли совершенная красота. Все остальные по очереди отвечали на этот вопрос, после чего можно было приступить к еде. После руководитель рассказывал какой-то миф, содержания которого совершенно не помню. Праздник закончился чтением хором какого-то стихотворения. Забыла прибавить, что на стене висело изображение рыб, а в руке корифея была небольшая черная палочка, которой давался знак к какому-либо действию. Это происходило на квартире ИВАКИНСКОЙ. Присутствовали все члены кружка, т.е. ШИШКО, ЛЮБИЦКИЙ, КОРОЛЬКОВ, ДЕЙКУН и БЛАГОНРАВОВ, ИВАКИНСКАЯ и БАРКОВ, НИКИТИН и я.

 

- 168 -

Говорилось, что в дальнейшем должны были быть еще праздники, кажется, был еще один, но что именно происходило — совсем не помню, т.к. он был похож на первый.

Вспоминаю, что однажды была на одном из концертов, кем организован — не знаю, в котором принимали участие ДЕЙКУН и БЛАГОНРАВОВ.

У нас была библиотека, причем книги были переписаны и оставались на руках того, кто их имел. Часть книг находилась у КОРОЛЬКОВА.

О переплетном деле я знаю только то, что ВОДОВОЗОВ умел переплетать книги, чему научился в тюрьме. В тюрьму же он попал, кажется, за то, что уехал раньше срока со службы из Средней Азии.

Относительно карточек дело было так: в один прекрасный день муж мне показал пачку открыток, среди которых были фотографии членов царской семьи. Он их нашел среди старых, нам не принадлежащих вещей и хотел сохранить их, т.к. они были хорошо изданы и художественны.

Елена Поль

[Ц А ФСБ РФ, т.6. лл.430-430 об]

 

6. Показания 24.10.30 г.

 

Об Ордене «Храм Искусств» я узнала от мужа, который приблизительно в 1924 г., как я считаю, случайно об этом проговорился. Так как все это мне показалось любопытным, то я спросила, не могу ли я об этом что-нибудь узнать. Оказалось, в то время это было невозможно, а позднее, когда организовался кружок НИКИТИНА, я была принята в него на квартире ИВАКИНСКОЙ, в комнате ее мужа. Прослушав несколько мифов, я была переведена во 2-ю степень. Отличие между степенями заключалось в знаке приветствия (в 1-й руки складывались крестом низко, во 2-й рука клалась на грудь или на талию, одна рука). Затем каждый мог иметь белую розу и присутствовать при посвящении во 2-ю степень. Млад-

 

- 169 -

ший рыцарь не мог знать о том, что делает старший, а старший может. Об этом я слышала от своего мужа. Во 2-ю степень мы перешли в конце зимы; вскоре после этого, прослушав один миф, кружок был распущен на лето. Осенью было несколько собраний, причем многие стали посещать их очень неаккуратно. Прослушан был еще один миф, и затем было решено все прекратить, т.к. не чувствовалось у всех больше к этому интереса. НИКИТИН, находя, что интерес к этому все больше и больше пропадает, предложил наш кружок закрыть.

В кружке были КОРОЛЬКОВ, Феликс Федорович, ИВАКИНСКАЯ с мужем, ДЕЙКУН и БЛАГОНРАВОВ, ШИШКО, ЛЮБИЦКИЙ, временно СМИРНОВ и я. Все были переведены во 2-ю степень НИКИТИНЫМ. Относительно СМИРНОВА не помню. Кружок должен был состоять из 10 человек, но говорилось, что он может быть и в 5 человек, т.к. это удобней при существующих квартирных условиях.

На празднике, о котором я говорила в прошлый раз, читался хором гимн [архангелу] Михаилу.

К нашему кружку АРЕНСКИЙ не имел никакого отношения. С АРЕНСКИМ я познакомилась на одном из концертов, несколько лет тому назад.

Узнав о существовании Ордена, я из любопытства захотела попасть в него. Те идеи, которые там внушались, казались мне высокими и благородными, поэтому я продолжала там находиться. Идеи эти состояли в служении человечеству путем работы над собой, чтобы через личное усовершенствование улучшать и других, а также в помощи людям.

Находясь в заключении и узнав из показанных мне документов, что Орден имел и другие цели, а именно свержение советской власти, о чем я до последнего момента не имела понятия (иначе ни одной минуты не осталась бы там), я отказываюсь от участия в нем, считая его контрреволюционным, и считаю необходимым борьбу с таковым, как вообще со всякой контрреволюцией.

Е. Поль

[Ц А ФСБ РФ, т.6, дд.430 об — 431]

 

- 170 -

7. Показания 30.10.30 г.

 

У нас была книга по масонству. Ее подарил мужу, кажется, НИКИТИН. Это большая книга в коричневом переплете, на котором нарисованы две перекрещивающиеся кости. Относительно двух масонских книг, подаренных НИКИТИНУ с надписью моей и мужа, я совсем не помню. Представляю, что могло быть так: мой муж, купив где-то эти книги, предложил мне сделать на них надпись. Возможно, я это и сделала. О КАРЕЛИНЕ я узнала, только когда он умер. На похоронах его я не была.

О масонстве я вообще ничего не знаю и никогда не интересовалась.

Елена Поль

[Ц А ФСБ РФ, т.6, л.431 об]

 

8. Показания 8.12.30 г.

 

Относительно АРЕНСКОГО я знаю, что он руководил кружком, в который попал мой муж. Позднее я познакомилась с его женой. Верой Георгиевной ОРЛОВОЙ. Я встретилась с ней и подружилась раньше, чем она вышла за АРЕНСКОГО, и бывала у ней. Последние года два я бывала очень редко, т.к. была постоянно занята в техникуме. У моего мужа был кружок, в который входила ЛЮБИМОВА Варвара Николаевна, ЛЕОНТЬЕВ Константин Иванович и его жена. Надежда Алексеевна, СМИРНОВ Евгений Николаевич и КОРОЛЬКОВ Павел Ефимович. Иногда кто-нибудь из них заходил к мужу, который просил меня уйти во время разговора. Собраний этого кружка при мне ни разу не было у нас. Я знала, что муж несколько раз ездил на Немецкую улицу, кажется, читать какие-то лекции. Кто там бывал, я не знаю, кажется, там бывала САМАРСКАЯ и еще какие-то барышни.

 

- 171 -

Когда прекратился кружок НИКИТИНА, то через некоторое время моему мужу был поручен другой, в который из нашего (Никитинского) вошли КОРОЛЬКОВ П.Е. и СМИРНОВ Е.Н., остальные вышеупомянутые в состав нашего кружка не входили.

Елена Поль

[ЦА ФСБ РФ. т.6, л.434]

 

9. Показания 23.1.31 г.

 

Несколько лет тому назад была с мужем на гражданской панихиде КАРЕЛИНА в Кропоткинском музее.

Один раз в нашей квартире собрался кружок, руководимый АРЕНСКИМ. В нем участвовала, кроме меня и мужа, Софья Яковлевна БЕРНЕР. С ЕВСТРАТОВОЙ я познакомилась в Институте Слова и несколько раз встречалась с ней на вечерах. Раза два она была у нас. Весной 1930 г. участвовала вместе с ней на вечере в Студии ЗАВАДСКОГО в пользу Студии по приглашению одной из учениц Студии — ВАСИЛЕНКО.

Е. Поль

[ЦА ФСБ РФ, т.6, л.437]

 

10. Показания 13.2.31 г.

 

У нас в квартире жила Надежда Дмитриевна ПОЛИВАНОВА. Приблизительно в 1920 г. она приехала из Вятки, чтобы поступить в вуз. Она его окончила, поступила на службу библиотекарем в Наркомзем, где работает и сейчас. Она очень скромная и застенчивая, все еще провинциалка. В прошлом году она вышла замуж и уехала от нас. Теперь у ней маленький ребенок. В течение всего этого времени она несколько раз приходила к нам, правда, очень редко, главным

 

- 172 -

образом когда слышала музыку и пение. На вечеринке где-то у Даниловской заставы, кажется, она с нами была, но наверное сказать не могу. Этим летом она жила с нами на даче.

На Рождестве (не помню, в каком году) у матери Татьяны Дмитриевны СМИРНОВОЙ в числе приглашенных была Ольга Эрастовна ОЗАРОВСКАЯ, которая теперь живет в Ленинграде. Это старушка, лет 60, бывшая преподавательница в Институте Слова, известная рассказчица русских сказок и былин.

Относительно деятельности Ордена я ничего больше не знаю.

Елена Поль

[Ц А ФСБ РФ, т.б, лл.437-437 об]

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.
Тел.: (495) 623 4115;; e-mail: secretary@sakharov-center.ru
Политика конфиденциальности


 
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, но мы уверены, что наша работа по сохранению и развитию наследия академика А.Д.Сахарова ведется на благо нашей страны. Поддержать работу «Сахаровского центра» вы можете здесь.