На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
ЛОГИКА ВЫЖИВАНИЯ НАЦИИ ::: Дьяченко В.М. (по воспоминаниям Гольдберга С.) - Повесть о друге ::: Дьяченко Валентин Михайлович ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Дьяченко Валентин Михайлович

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Сахаровского центра
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Интервью Валентина Михайловича Дьяченко "Народному архиву" 22 июня 2000 года // Прил. к журналу "Михайловский замок" № 6 : Спец. выпуск : Уж год, как с нами его нет. - М., 2003. - С. 16-29 : портр., ил.

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 110 -

ЛОГИКА ВЫЖИВАНИЯ НАЦИИ

 

Как ни страшно это писать и выговаривать, но русский народ и его народы-сожители по географическому положению, вероятно, подошли к крайней грани выживания как этнические и государственные образования. Бесчисленные исторические примеры показывают, что этнические катастрофы едва ли не являются общим для человеческого общежития явлением. Любой мало-мальски начитанный и способный думать человек припомнит, как (по разным, но сходным причинам) с лица земли исчезали «аки обры» многочисленные и могущественные народы вместе с их государственными (или псевдогосударственными) образованиями.

Самому себе ставлю не подсильный моему разумению вопрос: а не есть ли это явление ритмически повторяющимся законом природы? На такой вывод наталкивают многочисленные всечеловеческие зловещие признаки. Общие размышления по этому поводу увели бы далеко во все края времени и пространства, да в одиночку это никому и не под силу (пример - разыскания и выводы Льва Гумилева).

Но не думать о будущем своего народа - а таковым я считаю все этносы, в разное время, вольно или невольно объединенные Российским государством, называемым СССР, и сегодняшним чрезвычайно неустойчивым образованием, называемым Россией, - разумному, пытливому и чув-

 

- 111 -

ствительному (по В. Далю) человеку невозможно.

Полезно и нужно искать причины нынешнего (1996 год) нашего разброда, шатания и всеобщей неосмысленности в дальней и ближней истории наших народов и государств. Иные разгадки мы там и найдем. Но не все и не главные. Обсуждать то, что сглажено, усвоено, осмысленно и переработано народным организмом, сегодня способно вызвать только малопродуктивные, а то и вредные споры.

Причины бед наших - явственней, ближе, страшнее, катастрофичнее.

XX век поразил народы России страшной психической болезнью, многократно опаснее любой мыслимой мировой язвы, потому что заболевшие чумой или холерой просто умирают, унося с собой причину и опасность, а людские массивы, пораженные коммуно-социалистической идеей, остаются живы, объявляют свою болезнь нормой жизни, обязательным примером для подражания, и в особых, специально созданных условиях плодят себе подобных, уродуя, как шайка компрачикосов, юные души. Естественные цели жизни, природные человеческие потребности, желания, моральные оценки, правила человеческого общежития, поведения, социально-психологические идеалы и оценки были перевернуты коммуно-социалистическими насильниками с ног на голову, поперек и вопреки всему тому, что человечество, справедливо опасаясь самого себя, выработало за многие ты-

 

- 112 -

сячелетия, отрываясь от звероподобных предков. Восторжествовали дикие, бредовые, противоестественные общественные установки искусственного убийственного разделения людей на сорта, классы и прослойки, которых и натравливали друг на друга, в зависимости от потребности «руководящих» бандитских шаек.

Прерываю самого себя. Публицистические инвективы, обращенные то ли к мистической «судьбе народов», то ли к кучке злодеев, неизвестно какой силой изнасиловавших миллионные массы, то ли к дьявольской силе лживых и путаных «идей», соблазнивших малых сих до полного отказа от человеческого естества - все это частности, полуправда и четвертьправда. Большей частью следствия, а не причины.

Непреложные факты свидетельствуют: на протяжении почти всего XX века народы России сами себя соблазнили дозволенной возможностью жечь, грабить, насиловать и подчинять себе подобных («грабь награбленное», «кто был ничем, тот станет всем», «кто не с нами, тот против нас», «каждый член ВКП(б) обязан быть агентом ГПУ» — и множество других подобных установок). Мы сами себя выслеживали, сажали, охраняли и расстреливали, сами, и с большой охотой обучали несчастных детей «научному коммунизму», «классовой борьбе» и, «если родина прикажет», сами, иногда с удовольствием («комплекс Каина»), а чаще страха ради иудейска давили свои и чужие народы.

 

- 113 -

Скажу грубыми словами: мы сами виноваты в своих бедах - кто больше, кто меньше, но все. Однажды от нечего делать я занялся подсчетами (грубыми, конечно, приблизительными) - сколько человек служило коммуно-бандитской шайке, и не за страх, а с охотой и за зарплату. Вот только часть этих прикидок: около двух миллионов платных стукачей (1% населения), сотни тысяч чиновников райкомов, горкомов, обкомов, миллион их обслуживающих, контрразведка, пограничная служба - да всех не перечислишь.

Стадии болезни были, конечно, разными: одни в короткие дни оттепели тайком изучали раннего Маркса, искренне удивляясь отличию его фантазий от свинцовой логики Маркса бородатого, другие писали длинные отчеты для симпатичного Иван Иваныча из КГБ, третьи в застенках Лубянки для убедительности мочились на седую голову боевого генерала, - но, согласитесь, принципиальной разницы в этих занятиях нет.

Как говорят медики, у каждого рака есть свой предрак. Путь вверх и путь вниз похожи хотя бы тем, что идем мы по тем же ступеням. Человек (и человечество) поднимается от людоедов-неандертальцев до Иисуса Христа, - с трудами и муками поднимается - и он же слетает от высокой Нагорной проповеди до сотрудничества с людоедами Гитлером, Сталиным, Полпотом. Горестно то, что часто это один и тот же человек, даже если он из трусости, глупости или личной выгоды прячется в стаю ему подобных.

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.
Тел.: (495) 623 4115;; e-mail: secretary@sakharov-center.ru
Политика конфиденциальности


Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» (Сахаровский центр) решением Минюста РФ от 25.12.2014 года №1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента.
Это решение мы обжалуем в суде.