- 165 -

ПРИЛОЖЕНИЕ

12 тезисов Сергея Солдатова

Среди товарищей по зоне я практически не помню «неудачников по жизни» — с позиции обычного обывателя. Потому и вполне закономерным казался нам постоянный вопрос этих обывателей, для нас же следователей-дознавателей: «Чего вам не хватало?!» Конечно, Солдатову, например, пришлось переживать и служебные неприятности, и развод с женой, и отсутствие квартиры, но ведь это явилось результатом его свободного выбора: мог бы он стать гебистом, преуспевающим инженером-оборонщиком, мог вполне удовлетворять свое честолюбие (или на выбор — корыстолюбие) в официальной иерархии («человек русский, способный, общественно активный»)... Почти у всех лагерников-политиков оказались хорошие жены, ждавшие их до конца сроков, верные друзья, не боявшиеся и не оставлявшие их семьи поддержкой, имелась интересная и недурно оплачиваемая работа. С точки зрения нормального обывателя они были просто везунчики, непонятно с чего взбесившиеся...

Вит пример. Герман Ушаков. Окончил Уральскую консерваторию. Оркестрант в Ялтинской филармонии. Потом женился на красивой и любящей его ленинградке и переехал в Питер. Вдруг бросает музыкальную карьеру, служит рабочим-подсобником в горячем цеху (надо же кормить семью) и одновременно снова учится — теперь закачивает экономический факультет ЛГУ. Занимается научной работой на кафедре политэкономии социализма, поступает в университетскую аспирантуру — и вот, накануне защиты диссертации, влетает в зону на пять лет за создание «Общества революционеров-коммунистов»!

...Или Николай Руденко. Член КПСС с 30-летним стажем (замполит батальона в дни Ленинградской блокады). Бывший секретарь парторганизации Союза писателей Украины. Бывший главный редактор журнала «Днипро». Счастливый муж молодой, гордящейся им жены. Угодил в зону и ссылку на 12 лет как руководитель Укра-г инской Хельсинской группы.

...Или Чорновил, которому были открыты любые дороги в молодежной журналистике Украины. Или великий Поэт — Василь Стус... Что толкало людей на борьбу и неизбежные лагеря? (Все принимали такой конец пути как данность, никто, по-моему, не сомневался в исходе.) И смешно было, когда опера уговаривали их «разоружиться» и отправиться домой — «жить с женой и деть-

 

- 166 -

ми». У меня самого однажды произошел забавный разговор с начальником нашей зоны майором Пикулиным. «Гражданин начальник, — ответил я ему как историк, — представьте жандарма, что сказал бы Владимиру Ильичу: «Откажитесь от политики, и мы отпустим вас спокойно спать с Надеждой Константиновной»... Неужели вы сами не чувствуете комизма своего положения?» — «Вы сравниваете себя с Лениным?!» — завизжал «хозяин» и выписал мне очередные не то пять, не то шесть суток карцера (дело было в Статусную акцию)...

Но потом один «военный старичок», околачивавшийся в штабе зоны (то ли убиравший там, то ли стучавший — я не очень понимал, что было главным) рассказал («статусникам» сочувствовали даже зонные стукачи): «Пикулин жаловался офицерам: «Один гебист командует: «Жми их, в карцера их!», другой возражает: «Зачем так сурово, вы их озлобите!» — Ну, кого слушать? А в случае чего — они все в стороне, а отвечать-то Пикулину, подписи-то на документах мои! А я причем? Что я, не понимаю — зэки, они же правы!»

Так приходится жить в СССР офицеру, если он хотел делать нормальную карьеру...

Сейчас видится некий просчет моего интервью с Солдатовым в том, что я пересказал читателю всю внешнюю канву жизни Сергея, но не коснулся главного в этой жизни — философского и религиозного его созревания. Это невозможно было сделать в условиях зонного интервью, когда я не мог прочитать ничего, вышедшего из-под его пера в разные годы, проанализировать, как и куда двигалась эта душа. Чтобы как-то восполнить этот неизбежный пробел, я решил написать это приложение.

...История его такова. Однажды Владимир Осипов и я почти одновременно упрекнули Сергея, что, всецело отдав себя эстонскому делу, он забыл собственный народ — русских. Как оказалось потом, одновременно схожий упрек передал ему из-за «забора» генерал Григоренко, человек, весьма им уважаемый. Несколько дней после этого разговора ходил Сергей, погруженный в себя, а потом вдруг сказал: «Вчера меня посетила Муза» — и протянул крошечный клочок бумаги с 12 заголовками-тезисами. Заглавие было — «Русское дело». Произошло это в Статусную акцию: в краткие перерывы между карцерами, когда выходы на зону у нас обоих совпадали, он излагал мне подробности своей «Программы для русского народа». Видимо, для полноты облика Сергея есть смысл эту программу привести, оговорив, однако, два обстоятельства. Первое: я привожу текст «Русского дела» по памяти и, естественно, мог что-то забыть, перепутать, неверно изложить (хотя стремлюсь этого избежать). Ответственность за ошибки несу я один — когда Сергей выйдет с зоны, он поправит все, что найдет нужным, и будет прав с самого начала. Во-вторых: это его программа, его мысли, а не мои... Поэтому я не берусь ни защищать их, ни опровергать то, что, на мой взгляд, кажется сомнительным. Во многом (например, касательно тезиса о

 

- 167 -

церкви) я, как видится, вообще лишен права голоса: это внутреннее -дело самих православных людей. Я в данном случае выгляжу как магнитофон Сергея, прилагающий эту мысленную ленту к тексту интервью, чтобы документальный образ предстал перед читателем

Все ж по возможности полнее.

Итак, размышления Сергея Солдатова о задачах русского народа, изложенные Михаилу Хейфепу на лагерном плацу летом 1977 г.

1. Создание свободного национального государства

Как человек проходит в процессе воспитания неизбежное принуждение в детстве, потом созревание, а с ним свободное определение жизненного пути — так и народы, когда уходит детство и накупает зрелость, должны преодолеть принуждение над собой — стать свободными. До сих пор русский народ знал лишь принуждение. Но он уже дозрел до свободы. Его свобода неотделима от сосредоточенности на национальном строительстве. России предстоит «сосредоточиться», как говорили в 19-м веке, — необходимо освободиться от всех ненужных для русских международных и империальных обязательств и привилегий. Прежде всего, нужно предоставить независимость союзным республикам на основе референдума. Пусть сами занимаются своими проблемами, у России хватает своих. Второе — отказаться от всех глобальных авантюр: вместо того, чтоб совать нос повсюду, куда просят и куда не просят, ограничиться соблюдением абсолютно необходимых русским дипломатических обязательств — и только. В утешение любителям имперского величия замечу, что и в этом случае Россия остается первой в мире страной по занимаемой территории и четвертой после Китая, Индии и США, а не третьей, как сейчас, по населению. То есть собственно Россия, освободившись от союзных республик, все равно остается одной из величайших держав мира. Меня лично это вообще не волнует, но как политический аргумент для изменения империального сознания в массах — будет работать.

Я бы лично пошел и дальше. Уверен, что Сибирь, несмотря на все ее несметные богатства, — источник несчастий для России. Эта бесконечная и неблагоприятная для человеческого обитания территория требовала и требует для своего освоения таких грандиозных инвестиций и людских ресурсов, что Россия осуществляла их лишь за счет крайнего напряжения сил — людских и материальных. Я бы .лично ограничил национальную русскую территорию старинными ^землями до Урала включительно — кстати, в этом случае Россия остается по территории первой державой в Европе и третьей или четвертой в мире. Что касается Зауралья (до Чукотки включительно), я бы предложил — при сохранении политического суверенитета России над территорией — объявить ее хозяйственным кондоминиумом-совладением России и ООН. Освоение Сибири, важное для всего человечества, не должно быть взвалено на плечи одних русских, каждый народ может получить право пользоваться сибирскими богат-

 

- 168 -

ствами, вложив туда долю его труда. Там хватит на всех! Россия же как политический суверен будет получать за это какую-то ренту, разумную и скромную. Кстати, при посредничестве ООН можно легко учесть китайские интересы, избежав опасной напряженности и сэкономив огромное количество сил и ресурсов обоих народов.

Что касается внутреннего устройства национального русского государства, то мне думается, что демократия европейско-американского типа — наиболее подходящая для нас модель. Разумеется, это правовое государство будет выстроено с учетом национальных русских форм, но в целом демократия представляется лучшим вариантом. Я понимаю Володю Осипова, когда он защищает идею монархии, не вижу в этом ничего предосудительного в принципе. Для Володи это средство восстановить связь времен, в наиболее чистой форме перечеркнуть позор большевистского шестидесятилетия. Но, по моей оценке, в современной России эта традиция утратила смысл. Она мертва. Я отказываюсь от монархической традиции потому, что для нее нет почвы. Демократия — лучший из возможных в настоящее время образцов правового национального государства.

Я воспринимаю Демократическое движение СССР как продолжателя глубинных традиций русского народа: Сергий Радонежский и Дмитрий Донской боролись за создание национального русского государства, свободного от чужеземного ига. Мы — за создание такого же государства, но освободившего себя от ярма, накинутого на шеи других народов. Они боролись за государственную и национальную свободу, мы — за общественную и личную свободу. Новый этап жизни народа диктует развитие все тех же исконных национальных задач — постижения свободы.

2. Собирание русского народа

Свободное государство Россия займется собиранием своего народа, рассеянного по всему миру. Оно призовет русских с Украины и Прибалтики, из Казахстана и Средней Азии, Молдавии и Закавказья. Заполнить и заселить пустующие исконные русские земли — Владимирщину, Новгородчину, Псковскую, Вятскую земли! Это будет такой же призыв к русским людям воскресить опустевшую родину-мать, какой бросили евреи, заселяя Палестину. Мы призовем русских из Канады и США, Франции и Англии: «Русские должны жить в России!» Им будет обеспечено расселение в особых поселках и хуторах на льготных условиях: кредиты, освобождение от налогов и пр. В этом важном национальном деле мы должны внимательно изучить опыт сионистов и Израиля по интеграции собранного со всех концов мира населения — в нашем случае, русского народа.

Когда-то Иван Калига собирал русскую землю. Но его потомки, завершив его дело, растеряли народ. Теперь задача — собрать народ и таким образом возродить эту собранную землю.

 

- 169 -

3. Обновление православной веры

Без религии невозможно наполнить жизнь демократического русского государства нравственным содержанием, цементирующим и сохраняющим любое общество. Религия должна стать стержнем, содержанием для демократических политических форм. Для этого необходимо обновление — реформа православной церкви. В своем нынешнем состоянии церковь не отвечает нуждам общества. Прежде всего, низок ее богословно-теоретический уровень. Необходима огромная теоретическая работа, чтоб церковное учение перестало

; быть только внешней догмой, навязанной безграмотному народу государственной церковью — к этому привыкло за века православие. В этом состоянии ее искусственно удерживает и атеистическое государство. Обрати внимание: первоначально большевики поддерживали «обновленцев», чтоб ослабить и расколоть традицию церкви, исторически враждебной атеистам. Но потом они спохватились, что традиционная, т. е. покорная государству церковь, с ее омертвелым теоретическим багажом, гораздо безопаснее для власти, чем «обновленцы», говорившие с новым, уже образованным народом на доступном ему языке — и стерли именно «обновленцев» с лица России. Изменился народ и уровень. его образования — соответственно должна измениться церковь. Реформированная церковь должна повернуться к обществу, она обязана быть рядом с нуждающимися, чутко прислушиваясь к любым нуждам и запросам и, взвешивая их на весах Совести и Бога, давать рекомендации обществу и властям. Священник должен стать центральной фигурой, влияющей на воспитание жизненных основ молодежи — всюду, где есть эта молодежь! Для этого необходимо поднять уровень образования в духовных учебных заведениях, чтобы оттуда выходили самые образованные и потому авторитетные в области Морали и Жизни наставники. Это движение мыслится мне как грандиозная вторая христианизация России, как продолжение дела: начатого св. Владимиром и Нилом Сорским.

В древнем обществе св. Владимир мог проводить насильственное крещение народа русского, мы же займемся неизмеримо более сложным, но и благодарным, радостным делом — свободной христианизацией великого народа. Нил Сорский мог проповедовать только личное самоусовершенствование священников, мы же поставим во главу угла самоусовершенствование всего общества. Но это будет творческое продолжение старой духовной традиции.

4. Укрепление русской семьи

В демократической национальной России брак, мне думается, должен существовать в трех формах. Первый — традиционный кон-кубинат, сожительство. К нему новая государственность будет равнодушной: ни поддержки, ни сопротивления.

Вторая форма — гражданский брак, Он может существовать сколь угодно долго лет и считаться законным со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями перед государством. Но если

 

- 170 -

через несколько лет муж и жена почувствуют, что гражданский, как бы пробный, брак прочен и будет длиться всю жизнь, они получают право обвенчаться в церкви и скрепить свой союз высшей и наиболее почетной в государстве третьей формой брака — церковной. Для верующих это будет таинство союза двух нашедших друга душ, для неверующих — торжественный национальный обряд, приобщение к традициям прадедов и пращуров. Церковный брак будет пользоваться социальной поддержкой церкви, лица, заключившие его, станут своеобразной общиной, поддерживающей друг друга через церковь.

Демократическое национальное государство будет проводить политику активной подготовки молодежи к семейной жизни (семейные курсы, церковь, школа и т. д.). Будет проводиться линия на возвращение женщин в семью, особенно на период воспитания потомства, когда основная задача матери — сохранение семьи.

Против алиментов я возражаю. Те, кто хочет родить ребенка, должны с полной ответственностью подходить к этому и решать вопрос, не рассчитывая на помощь закона. В зрелом обществе должны воспитываться зрелые граждане.

Разумеется, это — продолжение национальной традиции церковного брака как таинства семьи, но новый церковный брак будет все же принципиально отличаться от старого при всем внешнем сходстве. Раньше господствовала многодетная семья — и духовная нищета. Семьи скреплялись браком, как государственными цепями. Нынешний церковный брак будет подразумевать ограничение количества детей, но зато и превращение семьи в лабораторию морали и духовного обогащения детей.

5. Освоение русских земель

Мы — страна бескрайних просторов, и наша география диктует нам первые экономические меры национального государства русских людей. Прежде всего — возвращение к земле, переселение горожан в пригородные и сельские коттеджи — кстати, сказать, такой процесс давно идет во всех цивилизованных странах. Будет разработана обширная программа землепользования с правом каждого человека получать земельный участок для обработки (недавно Володя Осипов рассказал, что подобная идея имелась в программе Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа. Я этого не знал, но хорошо, что направление совпало). С помощью госкредита будет осуществлено строительство новых поселков во всех концах русской земли. Это будет колонизация, но своей собственной, заброшенной земли. Если же людей в селах по-прежнему не будет хватать, можно продолжить традицию 18-19 веков — приглашать иностранцев, фермеров-хлеборобов, чтоб они поставили образцовые хозяйства (так появились немцы в Поволжье и на Украине, греки в Новороссии, сербы, молдаване)... Русская земля должна быть освоена вся!

 

- 171 -

Для этого потребуется осуществить программу магистрализации — создания обширной сети современных дорог, программу моторизапии — резкого роста числа автомобилей на душу населения. Чтобы беречь окружающую среду, будут форсироваться усилия по созданию электромобиля.

Будет проводиться в жизнь обширная программа культуризации домашнего очага: русским людям стоит использовать эстонский опыт создания культурном фермерской усадьбы.

Еще часть той же программы: эстетизация ландшафта. Художники-озеленители, наследники традиций создателей Павловского парка Гонзаго и Камерона, будут выявлять и создавать красоты национальной природы — только не в узких рамках одного парка, а по всей России. Землепроходцы, поморы, казаки открывали российские просторы, населяли, пользовали — мы должны украсить открытую ими землю. Глубока мысль человека, познавшего русскую душу, как никто другой, — Льва Толстого: «Русский должен сидеть на земле тогда он близок к небесам» .

6. Благоустройство городов

Города изменятся. Будет материально поощряться отток населения на землю из мегаполисов, из промышленных гигантов. В самих городах произойдет следующее: создание сети городов-спутников, оттягивающих население из центров гигантов. Восстановление национально-исторических центров в первоначальном виде в качестве традиционной святыни и орудия национального воспитания молодежи -= как у поляков с варшавским Старьм Мястом, у прибалтов со старым Таллинном или Ригой, у немцев в ФРГ... Одновременно — обновление во всех городах систем общественной канализации, водопровода, телефонизации на современном уровне и пр. Огромное значение будет придано эстетизации городов — оригинальным архитектурным проектам.

Русская интеллигенция всегда мечтала о культурном городе и испытывала ужас перед Охотным рядом, Растеряевой улицей, Окуровьм. Но если долгое время у нас был рост городов без благоустройства, скученность, темнота быта, то нашей задачей станет рост городского благоустройства, но уже без количественного роста самих городов.

7. Гуманизация хозяйства

Откуда взять средства на все эти проекты? За счет многократного сокращения военно-промышленного комплекса. Целью народного хозяйства станет удовлетворение человека, а не государственных амбиций. Вредные для здоровья производства ограничиваются, в случае возможности их замены даже и менее рентабельными, но безопасными — закрываются. Производится лимитирование добычи и расходования сырья и ресурсов. Пока мы щедро разбрасываем их,

 

- 172 -

уверенные, что в случае израсходования в одной части империи всегда найдем нужное в другой. С этой политикой нравственно, но и полезно тоже — кончать: богатства стоит тратить осторожно, чтобы в случае разрыва с любой частью мира обширная русская земля всегда могла восполнить все необходимое.

Поэтому рост народного хозяйства должен быть сбалансирован с реальными нуждами общества. Я не сторонник хвастовства процентами роста ВНП, как делается сейчас. Возможно, что вскоре общество придет к идее нулевого роста. Если это окажется полезным для России, стоит ее принять. Мы снова будем жить в истории, которая включает в себя ведь не только прошлое, но и продолжение этого прошлого в будущее, учет интересов будущего. Сейчас народ живет исключительно настоящим — с этим надо кончать.

Демократическая национальная Россия войдет в мировое хозяйство с идеей взаимовыгодного международного разделения труда. Возможно, учитывая просторы, возможности, традиции России, она вернется к своей исторической роли — аграрной, сельскохозяйственной житницы человечества. Аграрно-индустриальные комплексы новой России будут создаваться с логическим ударением на первой части составного определения.

Относительно промышленности. Я считаю полезным сотрудничество с транснациональными компаниями с их обширными капиталами и, главное, передовой технологией. Это позволит использовать обширные минеральные ресурсы России с минимальным напряжением национальных сил. Я — сторонник традиционных для России иностранных концессий: история, советская тоже, доказала нам, что для России импорт иностранного капитала всегда был выгоден.

Мы должны создать то, что Бакунин, Лавров, Герцен и другие российские интеллигенты называли «экономикой народного благоденствия». Вместо ситуации, когда народное хозяйство есть орудие государства, а человек — лишь инструмент этого орудия, возникнет положение, когда народное хозяйство станет орудием человека, а государство займет служебную позицию.

8. Сближение с природой

Важной частью национальной политики должно стать сближение населения с национальной природой. Будет неизмеримо расширена система национальных заповедников и парков (сейчас она раз в десять меньше, чем их доля в цивилизованных странах). Будут приложены государственные и общественные усилия к восстановлению лесов, рыбы, дичи. Экология станет в центр внимания, все взрывоопасное в этой сфере будет ограничено, если возможно — ликвидировано.

Молодежный туризм с использованием современного туртранспорта (маленькие вагончики, автобусы и пр.) станет частью воспи-

 

 

- 173 -

тания молодежи в национальном духе: русский человек должен с молодости по возможности узнать всю Россию как можно больше.

Традиции Докучаева, Обручева, Вернадского о разумном использовании природы должны превратиться в общественную практику. Раньше русские люди, по правде сказать, даже дружа с природой, беспощадно обирали ее. Нам предстоит не только любить ее, но | и оберегать.

9. Оздоровление русского народа

Три главных зла господствуют нынче в русской жизни. Первая — преступность. Ее масштабы засекречены настолько, что даже такой проницательный человек, как Солженицын, поддался официальной лжи. Где-то заметил, что в Штатах преступность выше, чем в СССР. На самом деле статистика зарегистрированной преступности в СССР большая, чем во всем Западном мире, вместе взятом. Миллионы бытовиков — живое тому доказательство. Они — серьезнейшая проблема для людей любой государственной власти. Эти озлобленные, духовно искалеченные мужчины и юноши, приученные признавать только закон кулака, силы, антиобщественно воспитанные в лагерях, этих училищах подлости и криминальных профессий, они пока сдерживаются только железной и жестокой камерой ГУЛАГа. Рухнет ГУЛАГ, и себя они России покажут, отомстят — по советским рецептам поведения.

Второе зло — это алкоголизм и наркомания. Третье (производное от второго) — массовая дефективность детей. Что предстоит делать?

Первая задача в борьбе с преступностью — предупреждение. Но закон в этом случае должен, наконец, стать законом, а суд — судом. В Союзе законы сформулированы так, что дают произволу почти неограниченные рамки. Возьми массовую статью — хулиганство. За «мелкое» хулиганство полагается 15 суток, если, как сказано в законе, «оно не влечет за собой более тяжелое наказание по закону». То есть, судья, дай 15 суток, но если хочешь — дай больше! Больше — это до года, «если оно не влечет» и т. д. А еще больше — до пяти лет. То есть в подавляющем большинстве случаев не закон, а решение суда определяет, какое наказание выдается провинившемуся: и 15 суток, и пять лет срока — все верно за одно и то же правонарушение по закону, если так захочет судья. Практически неопределенность закона существует по всем основным массовым преступлениям, а это предопределяет не только судебный произвол в стране, но худшее — I коррупцию судебной системы. Возьми хоть нашу с тобой статью — семидесятую: срок определен от полугода до 12 лет, но за что дают полгода, а за что 12 лет — формально никак не определено. Но когда решение определяется не законом, а лицами, то боятся не закона, а судью, и чтут не право, а милицию.

Первое мероприятие новой власти — создание нового кодекса. Там, возможно, будет не двести, а тысяча двести статей, но индиви-

 

- 174 -

дуализация преступлений должна быть предусмотрена законом. И, конечно, должны быть настоящие присяжные, а не «кивалы», которые покорно подпишут любое решение судьи.

Сама система карательной политики должна быть изменена. Лагерь, этот университет преступности и трудовой батальон великих строек коммунизма, исчезнет. Причина — не в жестокости лагерной системы: тюремная как раз куда хуже, она много более жестока. Но она дает возможность заключенному — если он захочет — вырваться из омута криминального мира. Лагерь же неизбежно заталкивает его в профессиональные преступники. Нужна немалая воля, чтоб этой инерции «воспитания зла» в питомниках рабской силы противостоять.

Мы попытаемся больше внимания уделять не длительным срокам заключения, изоляции, а системе кратковременных, но зато более резких наказаний, например, карцеров, «холодных» на короткие сроки, т. е. системам одиночного наказания, а не созданию табунов зэков. Труд в тюрьмах перестанет быть источником дохода, но продолжит существовать — для профориентации, для положительного развития интересов заключенных. Где взять столько помещений, спрашиваешь? Что ж, территорий советская власть оставила с избытком, — он обвел рукой вокруг себя. — Можно попробовать перестроить с учетом новых систем борьбы с правонарушениями.

Надо восстановить национальную традицию благотворительных обществ и церковных советов, работавших в местах заключения. В России всегда жалели «несчастных», и это в одинаковой мере оздоравливало людей по обе стороны проволоки.

Что касается алкоголизма, то начнем с улучшения качества водки. Только хлебная водка, и то отграничением в продаже! И начнем вытеснять водку вином (советский человек падок на импортную наклейку, так что есть надежда потеснить отечественную «горькую»). Развернем производство национальных напитков пониженной алкогольности (типа медовухи) и пр. Надо восстановить общественную деятельность «Обществ трезвости», школ, церкви в борьбе с алкоголем и наркотиками. Но это специальные меры, а основную помощь в оздоровлении народа я жду от общего изменения духовного климата в русском народе.

Что касается дефективности, то будет продолжено все полезное в сфере спорта и спортивного туризма, но с упором на национальные традиции спорта — например, я бы лично поставил в центр новой спортивной жизни конный спорт. Или вот — молодежи в принципе свойственна агрессивность, реализуемая в драках и потасовках (это — основной поток современных зэков-«хулиганов»): я бы легализовал, например, древнюю «стенку на стенку», чтоб выпускать пар...

Помнишь, как славянофилы боялись «народной порчи», как Леонтьев призывал «подморозить Россию, чтоб не испортилась»? Это

 

- 175 -

была надежда оздоровить общество через замедление внешнего развития, которое обгоняло внутреннее созревание народа. Старинный духовный лад «благолепия» не вписывался в. убыстренный лад отчужденного общества. Мы будем пытаться решить этот конфликт через убыстрение внутреннего развития народа.

10. Возрождение русского народа

В демократической национальной России мыслится революционный взлет новой культуры. Художественный анализ прошлого и настоящего народа, его падения и возрождения, одновременное поощрение традиционных русских искусств, например, певческих, в частности, религиозных, народных танцев, хорового пения. Сейчас в России стыдятся петь... Тут нам пригодится организационный опыт Прибалтики.

Верю, что художественные задачи новой интеллигенции — отображение подлинной трагедии народа и осмысление его бытия — породят великую культурную эпоху.

Образование будет гуманизировано. Вместо массы инженеров и техников, которым нечего делать на производстве, будут выпускаться из вузов преимущественно гуманитарии: учителя, юристы, музыканты, ну, и врачи, конечно... Гуманитаризуется образование в школах, где сегодня от истории или биологии остались огрызки.

Кроме гуманитаризации, высшее образование будет вестернизовано, подтянуто до европейского уровня. Будет восстановлена старая традиция обучения в европейских университетах и стажировки на практике в Западной Европе. У нас прекрасные кадры которые только надо освободить от сковывающей их опеки. Николай Бердяев мечтал о слиянии Востока и Запада, о создании всечеловеческой цивилизации, основанной на любви и благоговении. Может быть, это случится в будущем, но пока надо основать нравственную цивилизацию справедливости и человечности. Она-то и станет мостом Восток-Запад.

11. Знакомство с народами Земли

Русским необходимо познать мир — тогда они познают себя, свои силы и слабости в сравнении с другими. Познание через массовые коммуникации и искусство нужно, но его мало — необходим личный опыт. Каждый русский человек, особенно молодой, должен побывать за границей, и не в групповой экскурсии на две-три недели, а на несколько месяцев и — где он захочет. Для этой цели будет учрежден налоговый фонд — отчисления от зарплаты на поездку каждого в страну по ту сторону границы.

Я придаю особое значение контактам с Израилем. Живое знакомство с еврейским народом в его собственной стране поможет уничтожить вековые предрассудки и потому будет всячески поощряться. Тем более, что там — Святая земля, которую испокон веков каждый верующий русский человек считал своим долгом посетить.

 

- 176 -

Большое значение я придаю экуменизму: контакты с религиозной Европой должны поощряться и расширяться.

Великий, еще по-настоящему не узнанный, не оцененный русский человек Владимир Соловьев мечтал о Вселенской церкви, о единстве всех христиан. В нате время идея религиозного единства дополняется идеей единства культур, единства наций, сохраняющих свой лик и особое существование, но стремящихся к общечеловеческому благу. Единство христиан дополняется идеей единства всех верующих в Бога в любых вероисповеданиях. Тем глубже и шире предстает великая идея Владимира Соловьева.

12. Союз России и Европы

Демократическая национальная Россия выйдет из той изоляции, в которой СССР находится сейчас: у нас же нет пока ни одного искреннего союзника. Поставим вопрос о вхождении в ЮС (сначала в качестве ассоциированного члена), о создании Европейского содружества наций, о тесном военном сотрудничестве с Европой.

Думаю, что свободное национальное развитие устранит комплексы национальной неполноценности и необоснованные опасения за свое национальное существование у всех народов Земли. В этих условиях представляется возможным заключение международного соглашения об ограничении суверенности государств. Я имею ввиду изменение устава ООН с правом прямого вмешательства во внутренние дела тех стран, где нарушаются права человека.

Русские западники от Петра до Милюкова заимствовали европеизм формально, довольствуясь внешними формами западной цивилизации. Задача же современного сближения с Европой состоит в духовном сближении на основе уважения ценностей свободы и веры в Бога, в высокое предназначение его творения на Земле.