На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
Царский крест ::: Григорий (Пономарев Г.А.), протоиерей (автор - О.Пономарева) - Печаль ваша в радость будет ::: Григорий (Пономарев Григорий Александрович) ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Григорий (Пономарев Григорий Александрович)

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Сахаровского центра
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Пономарева О. Г. Печаль ваша в радость будет. – М. : Русский Хронографъ, 2003. – 448 с. : портр., ил.

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 150 -

Царский крест

 

Где-то в середине 60-х годов в Курган к отцу Григорию приехала погостить его родная сестра, жена священника матушка Мария Александровна Плясунова.

Она передала отцу Григорию боль-

 

- 151 -

щую святыню — царский крест-мощевик, хранившийся ранее у монахини Серафимы.

Вот краткая история этого креста.

Уже более десяти лет вдовствующая, Мария Александровна твердо хранила жизненные принципы покойного протоиерея отца Константина, не только духовно опекавшего в свое время большую часть верующих города Оренбурга, но и, по возможности, поддерживавшего их материально. Отец Константин трагически скончался от опухоли мозга, развившейся вследствие автокатастрофы. Страдая от головных болей, он умер в военном госпитале имени Бурденко в Москве после семимесячного лечения. Мария Александровна погрузилась в дела благотворительности и помогала, чем могла, страждущим и нуждающимся людям. Ее хорошо знали в писательских кругах как человека, обладавшего литературным даром. Она вела обширную переписку со многими поэтами и писателями России. После смерти отца Константина у нее осталось много верных и преданных памяти батюшки Друзей, с которыми она была связана многолетней дружбой.

В 50-е годы прошлого уже ХХ-го

 

- 152 -

века матушка Мария Александровна Плясунова, часто бывая в единственном в то время оренбургском храме, обратила внимание на тихую пожилую женщину монашеского вида, углубленно и трепетно молящуюся. Что-то было в ней необычное при всей скромности внешнего облика — какой-то аристократизм и необыкновенная сдержанность. Молилась она, как сестры Марфо-Мариинской обители — при поясном поклоне касаясь головой пола.

Они познакомились. Их знакомство перешло в глубокую дружбу до конца дней. Матушка Серафима, а это была именно она, о себе почти не рассказывала. Можно было лишь догадаться по нескольким невольно оброненным словам, что в жизни ей выпали сложные испытания, и где-то она, очевидно, близко соприкоснулась с Императорским домом Романовых. В Оренбург, скорее всего, она приехала совсем недавно, а уж потом поселилась в нем постоянно. Об этом — неизвестно. Кто она была ранее в миру, Мария Александровна могла только догадываться, но это никогда не обсуждалось. Возможно после, когда они стали очень дружны, матушка Мария узнала о ней много больше,

 

- 154 -

но только ведь и Мария Александровна была очень сдержанным человеком.

У Марии Александровны и матушки Серафимы был особый душевный контакт — одно мироощущение, одни духовные устремления. Они одинаково любили церковные службы, почитали одни и те же иконы, ценили духовную музыку одних и тех же композиторов, читали одних и тех же писателей и поэтов. Монахиня Серафима стала преданным другом Марии Александровны и оказала огромную духовную поддержку матушке Марии, рано потерявшей супруга.

Матушка Серафима, конечно, знала о брате Марии Александровны протоиерее Григории Пономареве и его матушке Нине. Знала и об их трудной судьбе. Она всегда посылала им через Марию Александровну сердечные поклоны и передавала просьбы о молитве за живых и усопших. К началу 60-х годов монахиня Серафима, чувствуя, очевидно, приближение своего исхода, передала матушке Марии святыню — золотой крест-мощевик с частицами ризы Господней, ризы Пресвятой Богородицы, Животворящего Древа Креста Господня и с вкрапленными в крест частицами мощей сорока угодников Бо-

 

- 155 -

жьих. При этом матушка Серафима просила поминать ее и тех, кто хранил эту величайшую святыню. Крест, по свидетельству матушки, некогда принадлежал дому Романовых. Вот краткое описание царского креста.

Крест, датируемый 1710-м годом, спаен из нескольких литых частей золота. Две основные пластины, лицевая и задняя, выплавленные в виде креста размером в высоту около 14 см и в длину около 9 см, соединены по периметру золотой полосой шириной около 1,5 см. Крест — четырехконечный; основание его имеет форму пятилистника, правый и левый концы — форму трилистника. Сверху к кресту крепится на специальном шарнире, украшенном жемчугом, подвижная петля в виде квадрата-мощевика с отверстиями-углублениями в торцах. Крест, очевидно, предназначен для ношения на груди. На лицевой части квадратной петли выгравировано изображение Спаса Нерукотворного, с обратной стороны — гравировка текста с перечислением святых, чьи мощи в нем хранятся. Образ Спаса Нерукотворного украшен двумя драгоценными камнями, расположенными в нижних Углах петли. Передняя пластина самого креста

 

- 156 -

фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре — небольшое объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике — шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень — крупный изумруд; на боковых трилистниках — по пять драгоценных камней-украшений, расположенных тоже по кругу, в центре которого изумруды такого же размера, что и в нижней части креста; верхняя часть креста-мощевика украшена четырьмя вкрапленными в литье драгоценными камнями, в центре которых — тоже изумруд. Все изумруды примерно одинакового достоинства. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня», а также кратко имена сорока угодников Божьих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике. Вот полные имена этих святых: «Честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; свя-

 

- 157 -

того Андрея. Первозванного; преподобного Саввы Сторожевского; святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Читинского; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; святителя Спиридона Тримифунтского; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородского; святителя Арсения, епископа Тверского; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфимия. Великих; преподобного Алексия, человека Божия; преподобного Саввы Освященного; преподобных Иоанна Лествичника, Даниила Столпника и Григория Декаполита; священно мученика ан типы; преподобного Иоанна, спостника Симеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского; преподобного Сергия, игумена Радонежского; преподобного Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирского и Пафнутия Боровского; преподобного Антония Римля-

 

- 158 -

нина, новгородского чудотворца; преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца; блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого».

К кресту было приложено сопроводительное письмо, которое почему-то оказалось без начала и без окончания, исписанное старческим нетвердым почерком с буквами «ять», «фита» и так далее. Это письмо, к сожалению, ныне утеряно, но общий смысл его был в том, что сей святой крест, принадлежащий в свое время князю Василько, а затем князьям Шаховским, был передан ими роду Романовых и принадлежал царствующей семье.

Вскоре после передачи креста матушка Серафима преставилась ко Господу. Умирая, она просила Марию Александровну молиться за упокой ее души. С этого времени Мария Александровна постоянно заказывала сорокоусты за упокой души монахини Серафимы и через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик брату — протоиерею Григорию Пономареву.

Отец Григорий с почтением и глубокой ответственностью принял эту святыню на  хранение, понимая, что время передачи ее Православной Церкви еще не

 

- 159 -

пришло. На протяжении всей своей жизни батюшка глубоко и сердечно поминал в заупокойных молитвах монахиню Серафиму. Мария Александровна тоже продолжала молиться о ней. Вот что она рассказала мне однажды летом, когда я приезжала к ней в Оренбург: «Рано утром я неожиданно проснулась, словно меня вдруг кто-то позвал. Прямо около кровати, где я спала, в первых утренних лучах солнца стояла матушка Серафима, ласково мне улыбаясь. Образ ее был светлым и легким. Я, конечно, растерялась и немного привстала, а она низко-низко поклонилась мне до земли и... исчезла». Это было в 1985-ом году.

О том, что в доме моих родителей хранится великая православная святыня, кроме матушки Нины v меня, никто не знал. Батюшка часто в трудных жизненных ситуациях молился перед этим крестом и всегда получал просимое.

Расскажу о случае, который произошел на моих глазах. К отцу Григорию привезли мальчика, сильно искусанного собакой. Подростку должны были делать серьезную операцию на руке, так как у него начался остеомиелит. Операция предполагала иссечение загнившей кости на

 

- 160 -

кисти руки и замену ее имплантантом. Подросток, перенесший уже 3 или 4 чистки больной кости, был в плохом состоянии. Остеомиелит продолжал развиваться, но больного отпустили на две недели, чтобы он набрался сил перед операцией. Здоровье его было в угрожающем состоянии, когда батюшка встал на молитву. Он молился перед святыми, чьи мощи хранились в кресте-мощевике, и несколько раз прикладывал святыни к больному ребенку.

Чудо произошло буквально за 2-3 дня до отъезда мальчика на операцию. Во время очередной перевязки в глубине гниющей раны появилось что-то серое, твердое, как бы инородное. Мальчик, истощенный болезнью, мужественно превозмогая боль, обыкновенным пинцетом зацепил этот предмет, который легко поддался, и вытащил из раны небольшой фрагмент кости фаланги большого пальца. Боль тут же отступила. Рану немедленно обработали, к ней снова приложили животворящий крест со святыми мощами, и отец Григорий вновь и вновь стал возносить молитвы ко Господу и Его святым. Следующее чудо последовало почти сразу за первым. За три дня рана, мучившая подростка более

 

- 161 -

полугода, грозившая ему стать инвалидом и, возможно, лишением части руки, жуткая рана, для излечения которой были безуспешно испробованы все средства современной медицины, очистилась и закрылась. К третьему дню не потребовалось даже перевязки, так как на руке была довольно глубокая, но совершенно закрытая полость со свежим, только что затянувшимся алым рубцом. Края полгода незаживавшей язвы соединились. Сам мальчик, его мать, родные и отец Григорий, потрясенные, молчали.

Позднее были вознесены благодарственные молитвы ко Господу, Пресвятой Богородице, Животворящему Кресту Господню и молитвы об упокоении монахини Серафимы, православных христиан из рода Шаховских и царского рода Романовых.

Мария Александровна пережила своего брата на два года и скончалась в возрасте 97 лет. Тайна царского креста так и осталась до конца нераскрытой и ушла вместе с ней.

На этом история креста не закончилась. До 25 октября 1997 года он так и продолжал тайно храниться в доме отца Григория. После ухода из жизни моих родителей крест, естественно, оказался у

 

- 162 -

меня. В течение двух лет эта святыня находилась в моем доме, а когда я уезжала — в семье моих близких друзей — редактора журнала «Звонница» Елены Александровны Кибиревой. Елена Александровна рассказывала, что в период ее редакторской работы над книгами проповедей протоиерея Александра Шаргунова, царский крест избавлял ее от мучительных головных болей в период этой напряженнейшей работы. Присутствие в рабочем кабинете святыни и сугубое обращение в молитвах к святителям Василию Великому, Иоанну Златоустому и Григорию Богослову, чьи мощи наряду с другими вложены в крест, придавали ей особые силы и укрепляли духовно.

В 1999-м году после перехода в мир иной отца Григория и матушки Нины, крест-мощевик был передан мною в екатеринбургский храм Преображения Господня, что на Уктусе.

Должна отметить, что настоятель Преображенского храма протоиерей Николай Ладюк проявил особое благоговение и мужество, приняв на себя ответственность в хранении этой святыни. В течение двух лет крест-мощевик, облеченный в специальный деревянный крест-распя-

 

- 163 -

тие, выносился для всеобщего поклонения на середину храма. В год прославления Архиерейским Собором в лике святых Царской Семьи Николая было принято решение о передаче креста-мощевика в монастырь святых Царственных мучеников, что на Ганиной яме. Это событие произошло в день рождения Государя-императора Николая и день памяти Иова Многострадального 19 мая 2001-го года при следующих обстоятельствах.

По благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, после отслуженной им в Преображенском храме г. Екатеринбурга Божественной Литургии и молебна святым Царственным мученикам, новомученикам и исповедникам Российским, царский крест-мощевик крестным ходом в специально изготовленном для этого торжества киоте был перенесен на Ганину яму — место уничтожения тел святых Царственных страстотерпцев. Во время крестного хода был отслужен молебен святым Царственным мученикам, новомученикам и исповедникам Российским на Вознесенской горке города Екатеринбурга, около бывшего Ипатьевского Дома, где ныне воздвигается храм-

 

- 164 -

на-крови в память Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Далее крестный ход проследовал до Рождественского храма, построенного в наше время на Уралмаше. Здесь Высокопреосвященнейший владыка Викентий отслужил всенощное бдение воскресного дня. Ему сослужили настоятель храма митрофорный протоиерей Владимир Зязев и клир епархии. Вечером того же дня архиепископ Викентий в сопровождении священства и верующих возглавил крестный ход на Ганину яму. От храма Рождества Господня крестный ход начал свое движение в восемь часов вечера. В одиннадцатом часу царский крест-мощевик встретили на Ганиной яме в строящемся в честь

 

- 165 -

святых Царственных страстотерпцев мужском монастыре. Из рук владыки крест принял строитель монастыря монах Сергий (Романов), который прошел весь крестный ход от Преображенского храма до монастыря. Здесь вновь был отслужен молебен святым Царственным мученикам.

В напутственном слове при передаче монастырю креста-мощевика, принадлежавшего Царскому дому Романовых, архиепископ Викентий говорил о том, что Господь облагодетельствовал уральскую землю великой святыней во искупление русским народом грехов за убиение Царственных мучеников. «Сегодня, — сказал Высокопреосвященнейший владыка Викентий, — мы совершили с вами покаянный крестный ход, освятив город Екатеринбург крестом, перед которым молилась Царская Семья свои последние годы. Господь еще раз показал нам, что Он не оставляет нас Своей неизреченной милостью и будет пребывать с нами во веки веков. Возблагодарим Господа нашего Иисуса Христа за Его великие благодеяния к нам, недостойным!»

«Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!» — с этими

 

- 166 -

словами владыка троекратно осенил всех присутствующих царским крестом.

А затем братия монастыря, отслужив Божественную Литургию воскресного дня, совершила крестный ход вокруг обители, благословляя царским крестом новое строительство и всех служащих, труждающихся и молящихся. Во время крестного хода, по рассказам очевидцев, крест обильно благоухал, заполняя лесные окрестности монастыря, строящегося во имя святых Царственных страстотерпцев — Императора Николая, Императрицы Александры Феодоровны, Цесаревича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

 

* * *

 

В добавление к сказанному привел важное свидетельство, подтверждающее историческую подлинность реликвии. Во время водосвятного молебна в доме, где 1998 году хранился Царский крест-мощевик, было замечено следующее. Между двумя пластинами креста, отошедшими друг от друга со временем, образовалась небольшая щель. В нее хорошо было видно, что вся полость креста разделена как бы сотами, в каждой ячейке которых

 

- 167 -

уложена светлая частичка мощей, залитая, очевидно, воском или специальной смолой. В верхней части Креста виднелись отдельные кусочки ткани и просвечивающий даже через темную смолу кусочек дерева — частица Животворящего Древа Креста Господня. Ум отчетливо понимал, что эти святыни не для праздного взгляда, а для молитвы святым, стяжавшим еще при земной жизни благодать Духа Святаго. Вот свидетели земной жизни Господа нашего Иисуса Христа — проповедник покаяния Иоанн Предтеча, друг Господень Лазарь Четверодневный... «Господи, молитвами всех Твоих святых прости нас, грешных!»

Царский крест-мощевик и святые, чьи мощи более трех веков хранятся в нем, молитвенно соединяют нас не только со свидетелями славы Божией, но и с новомучениками и исповедниками Российскими — свидетелями славы святых Царственных страстотерпцев.

«Господи, укрепи нас в грядущих испытаниях, укрепи весь русский народ.

Святые Царственные мученики, новые мученики и исповедники Российские, все святые, молите Бога о нас!»

 

- 168 -

 

Молитва царскому кресту-мощевику

 

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство!

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имя рек ) молитвами Пресвятыя Владычицы нашел Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, молитвами святых Твоих: честнаго и славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святаго Андрея Первозваннаго; преподобнаго Саввы Сторожевскаго; святаго праведнаго Лазаря Четверодневнаго, епископа Китийскаго; святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; святителя Иоанна Милостиваго, патриарха Александрийскаго; святителя Амвросия, епископа Медиоланскаго; святителя Спиридона Тримифунтскаго; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородскаго; святителя Арсения, епископа Тверскаго; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфи-

 

- 169 -

мия Великих; преподобнаго Алексия, человека Божия; преподобнаго Саввы Освященнаго; преподобных Иоанна Лествичника, Даниила Столпника и Григория Дека-полита; священномученика Антипы; преподобнаго Иоанна, спостника Ситеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невскаго и Даниила Московскаго; преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго; преподобнаго Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирскаго и Пафнутия Боровскаго; преподобнаго Антония Римлянина, новгородскаго чудотворца; преподобнаго Макария, игумена Колязинскаго, чудотворца; блаженнаго Максима Московскаго, Христа ради юродиваго, их же святые мощи в кресте предлежат, яко усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших.

Попали, Господи, тернии всех прегрешений наших вольных или невольных, и да вселится в нас благодать Твоя, просвещающая и освящающая всякаго человека.

Молитвами Пресвятыя Владычицы нашел Богородицы и всех святых Твоих, Всемилостивый Спасе, примири

 

- 170 -

души наша. Даждъ нам дар покаяния и молитвы. Аминь!

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: монахини Серафимы, всех православных христиан из рода Шаховских, протоиерея Константина и его матушки Марии, протоиерея Григория и его матушки Нины, ныне нами поминаемых, и прости им вся согрешения вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное. Аминь!*

 

 


* Молитва составлена в 1998-м году по благословению Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского.

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.
Тел.: (495) 623 4115;; e-mail: secretary@sakharov-center.ru
Политика конфиденциальности


Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
 
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, но мы уверены, что наша работа по сохранению и развитию наследия академика А.Д.Сахарова ведется на благо нашей страны. Поддержать работу «Сахаровского центра» вы можете здесь.