На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
Бажанов Иван Николаевич ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты
Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Сахаровского центра
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
  
 20 октября 1975 г. 

Краткая библиография

Бажанов И. Н. Воспоминания деда Ивана : (17 лет в Архипелаге) : [тетрадь воспоминаний] // НИПЦ «Мемориал» https://sites.google.com/site/inbazhanov/bazanov-ivan-nikolaevic-vospominanie-deda-ivana-17-let-v-arhipelage-iz-vospominanij-byvsego-zaklucennogo-i-ssylnogo

Бажанов И. Н. Об интеллигенте Нобиле и фантазере Циолковском, об изобретении ручной гранаты на войне и машины для борьбы с клопами в лагерных бараках / беседовал В. Д. Дувакин // Устная История. Запись 25 окт. 1975 г. http://oralhistory.ru/talks/orh-503

Бажанов Иван Николаевич. Воспоминания деда Ивана : Из воспоминаний бывшего заключенного и ссыльного // Мемуары о политических репрессиях в СССР, хранящиеся в архиве общества «Мемориал» : аннот. кат. / сост. С. А. Ларьков. – М. : О-во «Мемориал» ; Звенья, 2007. – Вып. 1. – С. 13-15.

Бажанов Иван Николаевич (1880-1980)
  военный инженер, изобретатель, создатель первого бронированного автомобиля

1880, 6 ноября. – Родился в Перми в семье надворного советника, управляющего банком. Сестра Ольга (в будущем – оперная певица).

Окончил Сибирский кадетской корпус.

1899. – Обучение в Николаевском инженерном училище.

1900, 20 ноября – 1901. – Унтер-офицер. Младший портупей-офицер. Старший портупей-лофицер.

1902. – Окончил инженерное училище. Обучающий в понтонном классе батальонной школы.

Окончил Льежский университет с дипломом инженера-электрика.

1904 – 1905. – Участник Русско-японской войны. Нахождение в Действующей армии в Маньчжурии. Командирован в саперный батальон для изготовления гранат собственного изобретения.

1904, 5 ноября. – Награжден орденом Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» и Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом.

1905, 23 февраля. – Награжден орденом Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом.

1906. – Обучающий в понтонном классе. Награжден орденом Св. Станислава 2-й ст. за «отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий».

1907, июль. – Командирован для поступления в Николаевскую Инженерную Академию. Экзамены не выдержал.

1907 – 1911. – Начальник учебной команды, заведующий автомобильным гаражом. Командирован на Русско-Балтийский вагонный завод в Ригу для изучения автомобильного дела. Штабс-капитан.

1913, 8 июля. – Вручена серебряная медаль «За спасение погибавших».

1914. – Командир сформированной в Вильно 5-й автомобильной роты.

1914. – Участник Первой мировой войны. Нахождение в Действующей армии. Создатель первой броневой машины русской армии, вооруженной двумя пулеметами и замаскированной под грузовик. Награжден орденом Св. Анны 2-й ст.

1915. – Переведен в Военную автомобильную роту. Произведен в капитаны.

1916, 6 декабря. – Награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. «за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны».

1930-е. – Начальник тяги Московского метрополитена.  Работа в Комитете дорожного и транспортного строительства. Женитьба. Жена – Лида, художница.

1937. – Арестован. Таганская тюрьма. Переполненная камера № 427 (вместо 35 человек 150). Допросы. Следователь Везенер. Предложение наркома Ежова стать иностранным агентом и отказ И.Н. Допрос Ежова о сестре Е.Н., в замужестве В.А. Таубе, а затем вышедшая замуж за начальника Уссурийской железной дороги Сергиевского (арестованной за проезд из Москвы через Харбин).

Арест жены, ссылка в Омск, затем в село Никулино (к северу от Красноярска по Енисею).

1937, ноябрь. – Этап на Северный Урал. Избиения и грабежи уголовниками. Станция Ивдель. 30-ти градусный мороз, прибывшие в легкой одежде. Бараки с замерзшими трупами. Строительство железной дороги Сама – Ивдель. Работа в проектной группе. Ежедневно: 15-20 умерших сбрасывали в яму и присыпали мерзлой землей. Руководство пропуском молевого сплава под мостом в половодье. Предложения И.Н. по вывозу леса.

1938. – Лесные пожары.

1939. – Перевод по спецнаряду на Базстрой (г. Туринск) на строительство алюминиевого завода. Мошка, клопы, вши, блохи, сыпной тиф. Предложение И.Н. морить паразитов с помощью передвижного автомобиля (котел давал острый пар давлением в 12 атмосфер, которым из шлангов с разветвлениями уничтожались паразиты).

1940. – Предложил в частном разговоре начальнику лагеря установить памятник «погибшему неизвестному заключенному». Обвинение в контрреволюции.

1941, июнь. – Ужесточение режима после начала войны. Запрет начальства сокращать сроки за хорошую работу. Побеги из лагеря. Увеличение рабочего дня.

1943, декабрь. – Освобождение. Приезд в Москву, посещение своей квартиры, разворованной соседями. Прибытие в Александров. Работа сторожем, жизнь в будке. Вести от жены из ссылки.

1943 – 1945. – Работа на фабрике Искождеталь. Новая волна арестов. Переход на работу в коммунально-осветительный трест.

1950-е. – Переезд во Владимир. Хлопоты о пенсии.

1970-е. – Работа на общественных началах (бесплатно) в автоотделе  Политехнического музея.

Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.
Тел.: (495) 623 4115;; e-mail: secretary@sakharov-center.ru
Политика конфиденциальности


Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
 
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, но мы уверены, что наша работа по сохранению и развитию наследия академика А.Д.Сахарова ведется на благо нашей страны. Поддержать работу «Сахаровского центра» вы можете здесь.