- 22 -

Паломничество по московским святыням

 

Усердная Анна Алексеевна каждый год совершала паломничество ш московским святыням. Как только семья возвращалась из Химок в Москву на зиму, еще до холодов, взяв детей и двух нянь, шла она пешком w поклонение святыням. Паломничество начиналось с часовни Иванове кой женской обители. Здесь надевали металлический обруч на головки в память усекновения главы святого Иоанна Крестителя. Затем шли к Вар царской площади — в часовню Боголюбской Божией Матери11. Внимание Анны привлекало изображение черепа и костей под Крестом Спасителя какое страшное зрелище! Но увенчанный разноцветными лампадами об раз Богоматери давал необыкновенную тишину ее душе, страх исчезал, детское сердечко согревалось умилением. Отсюда шли на улицу Варварку к святой великомученице Варваре. Храм днем обычно был заперт; в сторожке поджидали прихода батюшки, который по приглашению служил молебен перед образом великомученицы Варвары. Здесь же небольшой

 


11 Часовня Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города (в башне). Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в ней, прославилась чудесными исцелениями, особенно во время эпидемии чумы 1771 г. Часовня разрушена в 1928 г.; башня, Варварские ворота и северная часть стены сломаны в 1933-1934 гг. Чудотворная Боголюбская икона перенесена в храм Петра и Павла у Яузских ворот. Список с нее, помещавшийся над воротами, находится в храме Воскресения в Сокольниках.

- 23 -

ковчег с частью ее святых мощей12. Пальчик Великомученицы украшен надетым на него дорогим кольцом. Так любезна, дорога была ей эта святая, не хотелось уходить от нее.

Недалеко от храма великомученицы Варвары — часовня Спасителя Москворецкого13. Крупный темный лик Спасителя хорошо знаком Анне: икону каждый год привозили в дом, и дети прикладывались к ней. Как чудно, свято, радостно, когда приезжал такой высочайший Гость! Молебствие, святая вода, окропляющая весь дом и всех в нем находящихся. Столько благодати, легкости и мира!

От часовни Спасителя шли к Василию Блаженному14. Древние своды низко склоняются над богомольцами. Раздетый, с голыми ножками блаженный Василий, изображенный на иконе, вызывает жалостное чувство, «Как же ему было холодно, а ведь он святой, ему Бог во всем помогал», - думала про себя Анна. В дальнем приделе - рака блаженного Иоанна (Большой Колпак, как его звал народ)15. Под древними сводами прохладно R темно. Хочется поцеловать каждый образ, они все так низко висят — разрешается подойти и к тем, что у Царских врат...

Но вот вышли на Красную площадь. Солнышко слепит глаза после полумрака древнего собора. Блестит Спасская башня увенчанным двуглавым орлом. Часы весело выбивают четверти, в детских ножках уже чувствуется усталость. Заходят к Спасителю, в часовню близ Спасских ворот16. Воздух здесь благоухает розовым маслом. Сторож в подряснике оправляет свечи. Дети поочередно подходят к Господу и, не задерживаясь на молебствии, переходят на левую сторону Спасских ворот, в часовню Божьей Матери Смоленской17. Здесь почти совсем никого нет; лик Святой Путеводительницы прямо обращен ко всем Ее посетителям. Страх и благоговение вызывает Пречистый лик у молящихся.

Торопят дальше. Во святых Спасских воротах не раз оглянется Аннеточка: как это все мужчины идут без шапок? «Здесь нельзя в шапках ходить, - поясняет няня, - врата Спасские святые; как и в церкви, шапки здесь унимают», И вот с маленького Володи снимают шапку и ведут его за ручку с обнаженной головкой18. Точно пещерку перешли и опять вышли на землю. Перед взором благолепный Кремль, его соборные храмы, памятник Царю-Освободителю. Все так занятно, но глядеть некогда, няня ведет за мамой в Вознесенскую обитель19. Большой собор здесь открыт весь день. Направо гробница святой благоверной княгини Евфросинии Московской20; кругом множество гробниц Великих княгинь Московских. У гробницы стоит монахиня. Впереди икона «Всех скорбящих Радость». Стоит монашенка у тарелочки для копеечек и ковшика со святой водой.

12 Чудотворная икона великомученицы Варвары и частицы ее мощей (три части из перстов) были главными святынями церкви Великомученицы. Закры­тый после революции храм ныне возвращен Церкви.

13 Часовня Всемилостивого Спаса близ Москворецких ворот, главной святы­ней которой был образ Спасителя письма XVII в., в 20-е гг. была закрыта и окончательно снесена в 1966 г.

14 Собор Покрова Богородицы на Рву, или Василия Блаженного. Построен в 1557 г. царем Иоанном Васильевичем Грозным в память покорения Казанского царства. Под спудом храма, в приделе св. Василия Блаженного, почивают мощи святого; здесь над гробницею находились его вериги, которые ныне хранятся в Московской Духовной Академии.

15 Мощи блаженного Иоанна Московского, обретенные в 1672 г., почивают в приделе Рождества Богородицы, в 1916 г. переосвященном во имя блаженного Иоанна.

16 Часовня с образом Христа Спасителя с припадающими к Его стопам препп. Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, именуемым «Великого  Совета Ангел». «Откуда это название и какой здесь разумеется Совет? Название это взято из книги пророка Исаии, который, пророчествуя о Христе Спа­сителе, сообразно с Его мессианским делом, называет Его различными наиме­нованиями: "Великого Совета Ангел" и др. (Ис. 9, 6). Совет здесь разумеется Превечный: совет Божий во Святой Троице о сотворении мира, об искупле­нии грешного человечества Кровию Сына Божия, Который Сам восхотел  склонить Небо и сойти на грешную землю, погибавшую от греха. А Кто Ангел s этого Совета? Мессия, Христос Спаситель, Сын Божий...» - пишет епископ Арсений (Жадановский) (Московский священный Кремль и его святыни. Спасская башня. М., 1996. С. 13). Разрушена эта часовня в 1925 г.

17 Часовня Великого Совета Откровение с главной святыней - Смоленской иконой Богоматери. Разрушена в 1925 г. Она именуется так, поясняет епископ Арсений, потому что «впервые откровение, через Ангела, об исполнившемся Совете Божием Искупления людей получила Святая Дева Мария. «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая..." -так воспевает в честь Богородицы Святая Церковь». (Московский священный Кремль... С.16.)

18 Обычай проходить этими вратами с непокрытой головой ведет свое начало с 1648 г., когда образ Нерукотворного Спаса был пронесен крестным ходом чрез Спасские (тогда, до 1658 г., Фроловские) ворота из Успенского собора Кремля в Новоспасский монастырь (а еще прежде, в 1645 г., этот образ, принесенный из Вятки, был пронесен таким же образом чрез Спасские (Фроловские) ворота и помещен в Успенский собор). Тогда на этот счет был издан указ «на вечные вре­мена». После революции святой обычай этот стал попираться с цинизмом безбожия. «Спасские ворота доныне были освящены святым обычаем, где всякий проходящий через эти святые ворота, даже иноверцы, с чувством благоговения обнажали свои головы, — пишет епископ Нестор Камчатский. — Теперь там (в Спасских воротах) стоит вооруженная стража с папиросами, ругается с прохожими и между собой площадной руганью» (Расстрел Московского Кремля. М., 1995. С. 44). В 1960-е гг. существовала еще возможность посетителям проходить в Кремль через эти воро­та; теперь здесь разрешен только проезд правительственных автомашин, а пешие паломники проходят в Кремль через Кутафью и Боровицкую башни.

19 Вознесенский женский монастырь у Спасских ворот основан в 1387 г. Ве­ликой княгиней Евдокией (в иночестве Евфросинией), женой Димитрия Донс­кого. В главном, Вознесенском, храме были похоронены почти все Великие княгини, царицы и царевны русские, начиная от самой основательницы обите­ли Великой княгини Евдокии (†1407) до XVIII ст. Монастырь был полностью разрушен в 1920-е гг. Теперь на его месте большое здание с колоннами. При разборе Вознесенской церкви св. мощи Великой княгини Евдокии и останки некоторых других княгинь и цариц были перенесены в подвал палатки, при­строенной к Архангельскому собору.

20 Это была древнейшая и богатейшая гробница; помещалась она у южной стены церкви, недалеко от боковой двери; св. мощи Великой княгини почивали под спудом.

- 24 -

- Няня, дай гривенничек, хочу положить на тарелочку!

- Мама уже положила, - отвечает ей няня.

- Я тоже хочу положить!

A v няни уже есть наготове денежки для детей.

- Недавно, - скажет, - только дала голубей кормить у Василия Блаженного.

- Это уже прошло, а вот тут-то надо непременно положить...

Из Вознесенской обители шли в Чудов монастырь21. По высокой паперти быстро взбирались наверх; казалось, точно вся Москва под ногами: Замоскворечье низко-низко, а Кремль высится над Москвой. В Чудове подойдут к мощам святителя Алексия, затем к большому образу Михаила Архангела и к святителю Николаю. Внизу икона Святой Троицы. Дивятся дети: смотрят прямо - видят Бога Отца, зайдут справа - видят Иисуса Христа, налево отойдут - Дух Святый.

Из Чудова по белокаменной мостовой идут в Успенский собор. Здесь как-то особенно чувствуется величие Божие: благоухание ладана, величественные четыре колонны посредине. Со страхом проходят дети налево, к древней раке святителя Ионы22. В головах у мощей стоит строгий старец Герасим Чудовский23, строгость его всем известна.

 


21 Чудов монастырь основан в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским (†1378) в память чудесного исцеления им от слепоты жены хана Джанибека Тайдулы. Мощи свт. Алексия с 1680 г. почивали в раке в церкви во имя Святителя, слева, под аркой (до 1680 г. - в храме Чуда Архистратига Михаила в Хонех, где свт. Алексий и был погребен). В ногах был посох его, а в шкафу, за стеклом, его святительское одеяние. Монастырь был взорван в 1929 г. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в связи с подготовкой к 800-летию Москвы в 1947 г. по просьбе Патриарха Алексия передали в кафедральный собор Богоявления в Елохове, где они покоятся и ныне.

22 В Успенском соборе Кремля (построен первоначально при Иване Калите, в 1326 -1327 гг., и заново воздвигнут в 1472 -1479 гг.) почивают мощи угодников Божиих: митрополитов Московских Петра, Ионы и Филиппа, и под спудом - святителей Феогноста, Киприана и Фотия, св. Патриарха Ермогена (прославлен Церковью в 1914 г.), св. митрополита Макария (в 1988 г.) и св. Патриарха Иова (в 1989 г.). В соборе погребены также митрополиты Московские и всея Руси и Патриархи всероссийские, кроме Никона (последним был погребен Патриарх Адриан, †1700 г.)

23 Игумен Герасим (Анциферов), почитаемый старец, духовник Чудова монастыря. Скончался в 1911 г., в возрасте 82-х лет; похоронен на кладбище Покровского монастыря. У него было послушание стоять у раки мощей св. митрополита Ионы в Успенском соборе и благословлять прикладывающихся к нему богомольцев. «У Батюшки были черные, как бы горящие глаза и совершенно белые волосы, - вспоминает о старце Герасиме Е.Л. Четверухина. - Роста он был небольшого. Говорил немного по-иному, чем мы: он был родом из Сибири, из города Енисейска... О нем говорили, что он прозорливый и не каждого благословляет... Когда первый раз были у него, мы немного побаивались его прозорливости, но Старец отнесся к нам очень милостиво. Каждого, кто подходил к нему с несложенными, как должно, крестообразно ладонями, Батюшка сначала учил, как надо это делать, а потом благословлял, крепко прижимая свои пальцы ко лбу, груди и плечам подходивших к нему. И своим видом, и своим отношением ко всем - таким внимательным и духовным, Батюшка разом завоевал нашу симпатию...» (Е.Четверухина. Старец Герасим, игумен Чудова монастыря // Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). М., 1996. С. 357-359).

- 25 -

-Дети, подходите как следует, батюшка строгий, накажет, — говорит няня.

Мощи святителя Ионы глубоко в раке, приходится приподнимать детей, чтобы они достали до головы святителя. Приложатся и идут к батюшке под благословение. Он ласково погладит по головке, но страх еще не проходит.

- Сам святитель Иона тоже строгий, он прогнал Наполеона из Москвы, когда тот, безбожный, поставил лошадей в соборе, — скажет няня...

У гроба святителя Петра не страшно. Шапочка на святителе цветная, веселая. Отсюда виден святой Престол в алтаре*. Здесь Гвоздь Господень и Риза Господня24.

«Какое сокровище, - думала Анна, - какое счастье поцеловать их». Здесь же и челюсть святого князя Владимира. «Нашего князя Владимира, нашей церкви святой...» И глава святителя Иоанна Златоуста, и крест с частью Животворящего Креста Господня.

Торжественно по амвону проходят дети к образу Владимирской Божией Матери25. Надо встать на коленочки в нише, и только тогда достанешь до святого образа Божией Матери. Ее драгоценная риза блистает бриллиантами.

 


* Мощи свт. Петра почивают в арке между главным алтарем и Петропавловским приделом (в северо-восточной части собора).


24 Риза Господня, присланная в Москву в 1625 г. персидским шахом Аббасом, помещалась в богато украшенном серебрянном ковчеге в главном алтаре. Там же, в особом ковчежце помещался Гвоздь Господень -один из тех, которыми было прибито ко кресту Божественное тело Спасителя. Ныне судьба Ризы Господней неизвестна. Гвоздь Господень, вывезенный из Грузии в 1686 г., хранится 1 в ларце в алтаре Петропавловского придела Успенского собора вместе с посохом св. митрополита Петра.

25 Эта икона по преданию написана апостолом Лукой еще при жизни Богоматери. В 1131 она была прислана из Константинополя на Русь и поставлена в Вышгороде. В 1155 г. св. князь Андрей Боголюбский принес икону во Владимир. В Москву она была принесена в 1395 г. Пред Владимирской иконой Богоматери в Успенском соборе Кремля происходило избрание и поставление русских митрополитов и Патриархов. В настоящее время эта икона находится в Третьяковской галерее.

- 26 -

- Это самая главная икона Божией Матери? - спросит Анна.

- Погоди, еще к Иверской пойдем, — отвечает няня, а мама со старшими занимается.

Святитель Филипп всегда залит солнцем26. Здесь уединенно и просто. «Это будет мой любимый святитель, — решила в своем сердце Анна, - его я изберу в покровители себе». Однажды девочка видела святителя во сне. Ей снилось, что она кладет поклон перед его святой ракой, святитель Филипп поднимается из гроба в облачении и зеленой митре на голове, ласково обращается к ней и говорит о приближающемся конце мира.

В конце собора, у папертных дверей, гробницы святителей Фотия и Киприана, мощи которых почивают под спудом.

Кажется, уже полны сердца духовною пищею, больше и быть не может. Но нет, это еще не конец паломничества.

- Сейчас пойдем к мощам святого Димитрия Царевича27, - скажет няня, — там и его рубашечка висит у святых мощей.

- Почему же, няня, рубашечка висит? - спрашивает Анна.

- На рубашечке кровь видна, как его злодеи убили. Хочется поплакать об убиенном Царевиче.

-За что же его убили, няня?..

-Вот посмотри, как святитель Николай отвернулся от гроба Ивана Грозного, — говорит няня, приводя детей к гробам царей.

- Как страшно, няня. Бог так и не простит Ивана Грозного за то, что он много людей казнил? - спросят любознательные дети...

- Вот Царь-колокол, а сейчас Царь-пушку увидите...

Пройдя Кремлем, выходят к Казанскому собору28. Здесь, приложившись к чудотворному образу Божией Матери Казанской29, дети разглядывают искусственные цветы, сделанные из материи.

- Эти цветы делает моя подруга Ксения Павловна, — поясняет няня, -вот какие чудные цветы умеет делать.

- Чудные цветы! А как их делать?

- Трудно, — отвечает путеводительница и ведет малышей вслед за старшими.

Вот и Иверская часовня30... Здесь множество народа, не скоро подойдешь к святой иконе. Посередине стоит большой подсвечник, на нем пылает множество свечей. Служитель непрестанно снимает оплывающие от жары свечи и заменяет их новыми.

К Царице Небесной подходят постепенно. Ее темный величественный лик издалека смотрит на молящихся, точно зрит в глубину сердца,

 


26 Мощи свт. Филиппа почивают в раке у южных дверей, возле иконостаса по стечению обстоятельств, на том самом месте, где он с христианским терпением перенес гнев царя Ивана Грозного: именно тут в 1568 г. опричники, не дав св. Филиппу кончить Литургии, сорвали с него священные ризы и вытолкнули из храма.

27 В Архангелький собор (собор Архистратига Михаила, впервые воздвигнут при Иване Калите, в 1333 г., и построен заново в 1505-1508 гг.), где погребены Великие князья и цари с 1340 по 1695 г. и император Петр II (+1730). В числе великокняжеских и царских гробниц - гробница св. царевича-отрока Димитрия (у южного первого столба), свв. черниговских чудотворцев князя Михаила Всеволодовича и боярина его Феодора, св. Вел. князя Димитрия Донского (канонизирован в 1988 г.). Здесь же останки царя Ивана Грозного с сыновьями Феодором и Иоанном, убиенным рукою отца.

28 Казанский собор построен князем Д.М. Пожарским в 1626 -1630 гг. В 1930 г. храм был закрыт, а в 1936 г. снесен. В 1993 г. Казанский собор восстановлен на средства города и в настоящее время в нем совершаются богослужения.

29 Это был список с чудотворной Казанской иконы Богоматери, обретенной в Казани в 1579 г., который в Смутное время, в 1611 г., приносили вместе с казанским ополчением в стан князя Димитрия Пожарского по распоряжению Патриарха Ермогена. После закрытия Казанского собора храмовый образ был передан в Богоявленский собор в Дорогомилове (в 1934-1935 гг. разрушен). Из него после 1930 г. икона пропала.

30 Самая знаменитая часовня старой Москвы. По древнему обычаю, цари и императоры при въезде в Первопрестольную останавливались у Воскресенских ворот, с внешней стороны которых находилась часовня, и молились пред чудотворной иконой Богоматери перед входом в Кремль. Икона, находившаяся в Иверской часовне, для которой она специально и была построена, - это точный список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, хранящейся на Афоне, привезенный в Москву в 1669 г. Часовня была сломана в 1929 г. Иверскую икону перенесли в церковь Воскресения в Сокольниках, где она находится и поныне. В 1995 г. Иверская часовня была восстановлена. В ней помещается новый список иконы Божией Матери, привезенный с Афона.

- 27 -

видит тайники души и слышит никому неслышные вопли, одной Ей ведомые. Дети идут по старшинству. Целуют ручку Пречистой спешно, чтобы не задерживать последующих посетителей, и с облегченным сердцем выходят на площадку перед часовней. Как бы не оступиться на ступеньках от торопливости: множество народа входит и выходит: как будто ни один прохожий не хочет миновать Благотворительницы в надежде получить облегчение, милость и радость31.

Остается Никольская улица с ее святыми часовнями. Анна начинает вздыхать:

- Няня, скоро ли домой?

- Что ты, Аннеточка, ножки, что ли, устали?

- Да, устали, не могу больше ходить, хочу домой.

- Анна Алексеевна, — скажет няня, - Аннеточка жалуется, ножки устали.

- Ничего, — отвечает барыня, - остается теперь немного.

Заходят в Богоявленскую часовню, к святителю Николаю, к Пантелеймону мученику и Владимирской Божией Матери32. Никольская пройдена, остается часовня Гефсиманского скита преподобного Сергия у Ильинских ворот33. Неужели еще идти? Нет, больше у Анны не хватит сил, она начинает вслух плакать. Что же делать? Берут извозчика. Анна рада концу подвига, но неловко, что она одна не дошла до конца.

- Те большие, а ты маленькая, Аннеточка, ты устала, - скажет ей мама, отправляя ее домой с няней.

Слава Богу, дома! Дома тихо, тепло... Дают покушать, Анна засыпает сладким сном и ей все снится, что стоит она перед сверкающими святыми образами...

 

Часто слышала Анна рассказы о Святой горе Афонской, о монастырях, о Филимоновой пустыни34. Умиленная сердцем, решила она пойти к. папочке и проситься у него в монастырь.

- Что это ты, Аннеточка, вздумала. Ты там деревянным маслом пропахнешь. Ты со мной будешь всегда, не пущу, — был недовольный ответ Сергея Павловича.

Но дома у детей был свой маленький монастырь, и потому проситься в монастырь Анна больше не стала. Так проходило счастливое младенчество. Над ее кроваткой висели большие старинные часы с открывающимися дверками для поднятия гирь. Однажды она увидела во сне, что бесы

 


31 Сколь велико было благочестие старой Москвы! Вспоминает архиепископ Серпуховской Арсений (Жадановский): «Многочисленные храмы по воскресным и праздничным дням переполнялись народом, особенно же за ранними Литургиями... Чтимые часовни также привлекали к себе молящихся. Идущий мимо них считал своей обязанностью зайти приложиться к святыне и поставить свечу. Особенно в этом отношении выделялась Иверская: ее целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения. То же нужно сказать и о Пантелеимоновской часовне... Святыни, во множестве находившиеся в соборах, часовнях, монастырях и приходских храмах, к тому же еще развозились по домам. Помню, я шел по Николькой улице. На углу, против Казанского собора, повстречался возок с Иверской, сделавший поворот на указанную улицу. Увидя приближение Небесной Покровительницы, толпа как бы застыла на месте. Все почли долгом обнажить головы, кто пал на колени, кто усиленно крестился, а кто, вперив свои глаза, долго смотрел вслед отъезжавшего сокровища» (Жизнеописание епископа Арсения (Жадановского), написанное им самим // Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). М., 1996. С.31). У многих чтимых икон были иконы-«заместительницы» - копии, замещавшие главный образ, когда тот увозили по домам или уносили с крестными ходами.

32 Афонская часовня Богоявленского монастыря (снесена в 1929 г.), часовня Николая Чудотворца Николаевского монастыря с главной святыней - образом святителя Николая, принесенным с Афона (часовня закрыта; здание ее с колокольней без главки сохранилось), замечательная по красоте Пантелеимоновская часовня, в которой находились святыни, в том числе часть мощей вмч. Пантелеймона, привезенные в 1866 г. с Афона (разрушена в 1934 г.) и часовня Владимирской Богоматери при Владимирской церкви у Владимирских (Никольских) ворот Китай-города (разрушена в 1934 г.).

33 Часовня эта сломана в 1927 г.

34 Князе-Владимирский монастырь при сельце Филимонках, в тринадцати верстах от Одинцово, у Патриаршей горы, среди густого елового леса, окруженный с трех сторон речкой Леновой.

- 28 -

открывают часовую дверку и лезут в часы. «Няня, я боюсь часов, в них ночью бесы забрались». Долго не могла успокоиться. Другой раз снилось, что бесы бегают по коридору, но она уже научилась молиться и не стала их бояться. Впоследствии дом Патрикеевых заняли сотрудники учреждения и ходили по коридору...

 

* * *

 

Наступило отрочество... Отроковицу стали обучать наукам. Детей учили дома и каждую весну ездили сдавать за пройденный класс экзамен в приказ гимназии Арсеньевой на Пречистенку. Перед экзаменом няня шла с детьми к Ильинским воротам в часовню преподобного Сергия35, и здесь служили молебен. Усердно просили дети помощи у Чудотворца. Почти всегда Анна сдавала экзамены на пятерки.

Учили и музыке, и танцам. Раз в год, на масленице, возили в Большой театр на балет. Пока ехали в коляске, запряженной парой лошадей, настроение было радостное, но вот входят в здание театра... Дети одеты в самые лучшие платья, которые надевались ко Святому Причастию. Анна смущенно думает: «Как же мы надели эти платья, ведь нет никакого праздника?». Входят в ложу. Здесь все сверкает огнями. Но сердце не участвует в видимом веселье. Не раз во время представления, когда гасили огни, Анна тихонько незаметно плакала и молилась Богу: «Господи, Господи! Зачем это шумное рукоплескание и звуки оркестра? Зачем собралось такое множество народа? Здесь забывают Тебя, а ведь Ты единая наша радость и жизнь». И тихие, никому неведомые слезы текли из глаз отроковицы.

Ездили и в цирк. Общее веселье захватывало Анну, но возвратившись домой, стыдно было смотреть на святых угодников на иконах, одетых в длинные мантии и увенчанных солнцами вокруг светлых, сияющих небесною красотою ликов.

Под праздники няня Аксюша, набожная старушка, водила детей в священный Кремль. Как интересно было смотреть на обучение солдатиков у памятника Царю-Освободителю и на самом памятнике рассматривать портреты Рюриковичей и царей Дома Романовых36. Удивление вызывал николаевских времен солдат, одетый в огромную шапку, стоящий на часах у памятника.

В Чудовом монастыре по воскресным дням служилась вечерня с общенародным пением. На кафедру посреди церкви выходил епископ Арсений Серпуховской37 по сторонам два архимандрита справа Серафим (Звездинскии)*, слева-

 


* Архимандрит Серафим (Звездинский) с 1914 г. был помощником наместника Московского Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского)


35 Эта часовня принадлежала Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой Лавры, построена в 1863 г. Здесь были замечательные иконы из Лавры, в том числе Владимирской Божией Матери XV века. Часовня сломана в 1927 г.

36 Памятник Царю-Освободителю Александру II, построенный в 1893 - 1898 гг. представлял из себя грандиозный памятник-монумент. Центральная скульптура Александра II окружена была галереей с мозаичными портретами русских государей от св. Владимира до императора Николая I (всего 33). После революции памятник был разрушен. С 1967 г. на его месте была установлена скульптура Ленина (в настоящее время снесена, на месте ее пустырь).

37 Арсений (Жадановский), архиепископ Серпуховской, викарий Московской епархии. С 1904 года - наместник Чудова монастыря (в сане архимандрита). Хиротонисан 8 июня 1914 г. в Алексеевском храме Чудова монастыря. В 1931 г. был арестован. В 1937 г. вновь арестован в Московской обл.; 27 сентября расстрелян в поселке Бутово под Москвой.

- 29 -

проживающий на покое в Чудовом монастыре отец Алипий. Дети с интересом рассматривали «золотые шапки» на Владыке и архимандритах. Короткая вечерня быстро отходит, и дети подходят к Владыке под помазание. Священный трепет объемлет Анну, радостно от ласкового взора Владыки...

От службы в Чудове в душе остается святое чувство.

Воспитывала детей не только няня. Старшей воспитательницей была гувернантка англиканского вероисповедания, добрая и высокоинтеллигентная дама. Она водила детей в кино и музеи, читала им светские книги, учила правилам светского приличия. Летом с гувернанткой ходили на пикники, няня им сопутствовала. Ездили в монастыри. Неподалеку от Химок был Головин женский монастырь38. Сюда часов около четырех дня на лошадях подъезжали дети с воспитательницей. В тенистом помещичьем парке стоят столики, и монашки подают самовары отдыхающим дачникам. Вид одетых в белые апостольники монахинь, монастырский пустынный уклад жизни - все как-то вещало сердцу, что есть жизнь другая, подвижническая, не такая, которую Анна видела дома, о которой читала в светских книгах. Бывали и на хуторе Ивановского монастыря близ станции Марк, верстах в восьми от Химок по проселочной дороге*.

 


* Хутор «Чернецово» с древним храмом преп. Сергия Радонежского.


38 Казанский Головин монастырь в семи верстах от Химок. Основан был в 1876 г. как община при богадельне, как монастырь существовал с 1886 г.

- 30 -

Здесь было еще пустыннее. Деревянные домики с кельями сестер, деревянная церковь около самого леса. Все просто, бедно. Анне казалось, что сестрам должно быть здесь скучно, трудно, разве когда за грибами ходить да в огороде огурцы и морковку кушать - вот и все их удовольствия. Казалось, она не смогла бы тут прожить всю жизнь. Посещали и соседние имения, где близ барских домов были храмы. Отдыхали у церкви, пили чай из медного самоварчика, который подавала жена псаломщика или церковного сторожа...