- 56 -

Изгнанники Христовы

 

29 ноября 1922 года утром Анна провожала одну из скитянок в больницу. Вернувшись домой, узнала, что у них только что был Владыка Серафим и теперь отправился по вызову на Лубянку. До глубокой ночи ожидали Владыку Серафима его иподиакон Аристарх и все домашние, но он не вернулся ни в тот вечер, ни на другой день. Все поняли, что ждать его домой вскорости напрасно: Владыка был в «центре». Анна отнесла ему передачу и получила ответную записочку, в которой он называл ее птичкой: «Думал, что птичка уже не летает». Начались заботы о передаче белья, пищи, одежды и, наконец, о дальнейшем его сопровождении. Анна уведомила архиепископа Арсения и матушку Фамарь о судьбе Владыки Серафима. После усердной молитвы Владыка Арсений, видя глубокую скорбь Анны и желая подкрепить и утешить, вынес ей образочек Божией Матери «Нечаянная Радость» и благословил ее им. Анна с горячей любовью приняла это благословение, обещавшее ей нечаянную радость по молитвам Пречистой Богородицы.

- Теперь, - сказал Владыка, - твое всецелое послушание от нас и от скита - заботиться о преосвященном Серафиме, заключенном за веру, и, живя в Москве, помогать ему всем, чем возможно будет.

Горячо молилась Анна за своего дорогого страждущего архипастыря, много слез пролила перед образом Пречистой Девы, положила класть за него ежедневно по сто земных поклонов.

Прошедшим Великим Постом 1922 года Анна вместе с Владыкой Серафимом первую седмицу провела в уединении. В конце седмицы Владыка Серафим после домашней службы открыл себе Псалтирь на словах: Кто введет мя во град ограждения, или кто наставит мя до Идумеи*.64 В них говорится о спутнике осужденному во грехах - не предвещали ли они изгнание за Христа и кто разделит с Владыкой это изгнание? А в другой раз Владыка Серафим открыл Псалтирь Анне на словах, которые прочи-

 


* Пс. 59,11.


64 «Городом огражденным называет Церковь, огражденную Божиею силою, - толкует эти слова псалма св. Василий Великий. - Сие-то говорит пророк как бы от лица кающегося и желающего получить веру во Христа иудейского народа». Церковь же называет и Идумеею, как замечает Исихий (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 1993. С. 361).

- 57 -

тал вслух: «Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия»*. Смысл их был тогда непонятен, но Анна сохранила эти слова в своем сердце, а после уж уразумела их значение: зело рано приняла она пострижение — притекла ко гробу Господню, погребла себя от мира.

Зима прошла в заботах о страждущем архипастыре. Власти разрешали свидания с Владыкой одной лишь Анне**, и Господь сподобил ее не раз видеться со своим дорогим отцом духовным в московских Бутырской и Таганской тюрьмах. Весной ждали отъезда в ссылку. 17 марта 1923 года Владыка Серафим получил назначение: на два года в Зырянский край. Владыка Арсений и матушка Фамарь объявили Анне, что она будет сопровождать своего духовного отца в изгнание. Владыка Арсений благословил образом святого Архистратига Михаила, матушка - Покрова Пресвятой Богородицы. Когда Анна сообщила об этом Владыке Серафиму, он ничего вопреки не сказал.

 


* Слова из 3-го тропаря воскресного по непорочных, помещаемых обычно в Следованной Псалтири.

** Как приемной дочери Владыки. См. Предисловие.