Дивеево
Петров день принес новое путешествие. Владыку обязали выехать из пределов Москвы. Еще по возвращении из Зырянского края Дивеевская игумения матушка Александра приглашала его пожить у них. А послушницу Анну приглашала поступить в число сестер обители заведовать монастырской больницей, так как в монастыре не было сестры с медицинским дипломом, который был необходим для регистрации больницы - иначе ее грозили закрыть. Анна сочла предложение за честь; в ранней юности она видела себя во сне в двух монастырях: первый как бы Новодевичий, второй - Дивеевский. Владыка не хотел тогда отпустить от себя Анну, только в шутку сказал: «Возьму да и отдам тебя в Дивеево». Теперь же он ехал туда и сам.
5 июля Анна была уже в Дивееве80 у своей родной сестры послушницы Марии, зубного врача обители. Матушка игумения опасалась приезда
80 Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь Нижегородской епархии, основанный в 1842 г. при участии преп. Серафима Саровского.
ссыльного архиерея, дабы его пребывание в обители не навлекло неблагоприятные последствия со стороны властей.
- У нас нет лишнего помещения, - сказала она Анне, - придется Владыке остановиться у Марии в келье или у Арцебушевых.
Воля не своя, Анна не имела голоса в чужом монастыре. Настоятельница хотела, чтобы ссыльный Владыка был незаметным лицом в шумном и многолюдном Дивееве.
Владыка ежедневно посещал пустыньку преподобного Серафима, ходил по канавке с исполнением молитвенного правила «полторасто»*, бывал в Сарове у мощей своего исцелителя81 преподобного Серафима Саровского. Просил для молитвы храм, стоящий без богослужения, но матушка поначалу отказала.
- А где Вы будете служить, если обитель закроют?
- Если нельзя в храме, буду служить дома, - ответил Владыка. Он согласен был уйти из обители, только не оставлять совершения Литургии, спасающей его паству и всех верующих, - в ней полнота жизни и цель ее. Ничто не сломило его серафимовского духа, никто и ничто не могло отнять у него святую Божественную Литургию. Господь испытывал исповедника, но не лишил его своей благостыни. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь*.
Наконец матушка согласилась предоставить Владыке храм во имя Бо-жией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинской церковью. 4 ноября он впервые за долгое время совершал здесь Божественную Литургию при закрытых дверях. Теперь Владыка имел великое утешение от Господа в ежедневном служении Литургии. Анну Господь сподобил всегда бывать за этой пустынной Литургией. Служил Владыка так, чтобы закончить прежде, чем начнут службу наверху. Вставал в четыре часа. Осенью и зимой - еще темно. Послушница Анна всегда его провожала из боязни, не обидел бы кто. В Дивееве она несла свое келейное послушание при Владыке, а также пела на клиросе с двенадцатью сестрами дивеевского хора за богослужениями в храме «Утоли моя печали». После обедни Владыка скажет слово сестрам и певчим на утешение, а те перескажут другим; а некоторые записывали проповеди Владыки. После службы шел на канавку и проходил ее с четочками, заходил в келью преподобного Серафима.
В Дивееве, кроме Владыки Серафима, жили два архиерея: Зиновий Тамбовский82 и Филипп, викарий Нижегородский83. Когда они втроем в облачениях стояли на кафедре в Дивеевском Троицком соборе, трогательно было их созерцать, они были похожи на трех великих святители: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
81 В 1902 г. студент Московской Духовной семинарии Николай Звездинский, будущий Владыка Серафим, тяжело заболел воспалением лимфатических желез и чудесно исцелился от иконки преподобного Серафима Саровского. Впоследствии, в 1908 г., Николай принял монашеский постриг с именем в честь своего исцелителя, преподобного Серафима.
82 3иновий (Дроздов), архиепископ Тамбовский (1918-1922; 1924-06.1927).
83 Филипп (Гумилевский), епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (1920-1925), впоследствии архиепископ Звенигородский (1927-1931), затем Владимирский (1936).
Анна была в Дивееве второй раз. Мария Ивановна, блаженная, предрекала ей монашеский путь еще в первый ее приезд в 1922 году. Увиделась послушница Анна и с Онисенькой блаженным, который в первый приезд говорил ей: «на крышу, на крышу», т.е. «на клирос, на клирос», и вполне предрек истину.
Мария Ивановна приняла послушницу ласково, между прочим, пожелала поведать Анне свою жизнь, предвидя, что она впоследствии будет собирать жизнеописания подвижников благочестия XX века*.
Год и два месяца Дивеевская обитель была пристанищем для Владыки Серафима и его послушницы. 9 сентября 1927 года Дивеевский монастырь закрыли84. Владыка Серафим, Владыка Зиновий и матушка игумения Александра под арестом были вывезены из обители в Арзамас. Вслед за ними под проливным дождем на телеге выехала и послушница Анна, Ежедневно носила она Владыке пищу в Арзамасскую тюрьму, а затем вслед за заключенными переехала в Нижний Новгород, где епископ Серафим был в заключении еще в течение двух недель. Много горьких слез пролила Анна, молясь о жизни и здоровье своего страждущего духовного отца и старца. 25 сентября Бог утешил Анну: ей отдали на поруки из подземелья больного Владыку Серафима, где он умирал от приступов болезни печени.
Недолго Нижний Новгород был пристанищем изгнанников. 5 октября Владыка Серафим, Владыка Зиновий и матушка Александра были по требованию отправлены в Москву. Здесь Владыке было предложено вернуться в Дмитров, но на условиях, для него неприемлемых. Он предпочел подать на покой и выехать из Москвы.
* Эти жизнеописания утрачены.
84 С 1990 г. (31 марта совершилось освящение Троицкого собора) началось возрождение обители. В 1992 г. сюда были перенесены из Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) вновь обретенные мощи преп. Серафима Саровского.