- 112 -

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК

(Фрагменты)

 

Писан по благословению архиепископа Серафима (Звездинского)

 

На небесное житие создал нас Бог...*

 

Видим монахинь, помогающих при нужде священникам в их требах (кроме таинств, исключая крещение краткое, которое дозволено совершать всем). Преп. Матрона** во время всенощного бдения наравне со священниками помазывала молящийся народ при обретении честной главы святого Иоанна Предтечи в Емесе ***. Даже, как повествует житие ее, подходившие под помазание к преподобной Матроне получали по ее молитвам исцеление.

Доброе дело дает душе радость, простор, бодрость; грех же приносит стыд, угрызение совести, угрюмость, расслабление воли и энергии (связывает руки и ноги). Не думай, что усладителен грех и маловажен. Многи и тяжки его порождения и следствия. Доведут они твою душу до ада.

Смерть - христианам упокоение, полезнейшее и сладостнейшее (молитва на вечерне в день Святаго Духа). Это дар за страдание Сына Божия во искупление рода человеческого.

Хотя и в землю повеле нам возвратитися, но неложное обещание нам дал еси, Господи, воскресити нас во второе Твое пришествие. Вси маловернии, помышляющий, что со смертию

 


* Эти записи относятся, вероятно, к началу 1920-х гг.

** Преп. Матрона жила в V веке. Подвизалась сначала в мужском монастыре преп. Вассиана в Константинополе под видом евнуха Вавилы, скрываясь от мужа, за тем в женском монастыре в г. Емесе. В конце жизни основала монастырь в Константинополе, известный строгостью устава и добродетельной жизнью сестер. Память преп. Матроны совершается Церковью 9 (22) ноября.-

*** Второе обретение главы Иоанна Предтечи произошло в 452 г. в монастыре близ г. Емеса. Святыня была перенесена в Емес, а затем в Константинополь. Церковь празднует это событие 24 февраля (9 марта).

- 113 -

телесною все кончится, послушайте, что глаголет Сам Христос Спаситель наш: Аминь, Аминь глаго то вам... яко сущий во гробех услышат глас Сына Божия... и услышавше оживут (Ин. 5; 25,28).

Господь Иисус Христос запрещал бесам проповедовать и вещать, что они знают, что Он Сын Божий. Лжец не заслуживает внимания, на еретика нельзя полагаться... А между тем часто появляются в сносках имена греокаянные (у Лодыженского и у др.), книги с заголовками православными, а называют Господа Иисуса Христа просто Иисусом или преподобных просто Серафим, Сергий и так далее. Где же цензоры? Читателю Православному больно читать такие писания. Отчасти осторожность староверов не читать новые издания здесь находит себе оправдание.

Святый апостол Павел пишет: Знаем*, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5,1). Св. апостол ничуть не сомневается в будущей


* Подчеркивания авторские.

- 114 -

жизни, а прямо пишет: знаем. И действительно он знал, ибо был на небес еще при своей земной жизни (вем человека... восхищена бывша до третияго, небесе - 2 Кор. 12,2). Земную жизнь, тело святой апостол называет хил, ной, т.е. убогим жилищем, жилищем бедняка; небесное же место жительства именует домом - лучшее хижины ветхой, ветшающей с каждым днем. Небесный же дом какую имеет ценную сторону: нерукотворенный, вечный.

На небесное житие создал нас Бог, а не на земное, бедное и ветшающее. На сие самое, т.е. на небесное создал нас Бог, дав нам залог Духа. Кто живет духовною жизнию, тот знает наслаждения Духа. О. Иоанн Кронштадтский пишет: по сему суди, какое же там наслаждение, если еще здесь, во плоти наслаждения духовные услаждают, умиряют тя - кольми паче сладостнее они будут для тебя по смерти твоей.

И дам ти ключи Царства Небесного (Мф., зач. 67). Почему же не ключ, а ключи? - С одной стороны, потому что на небеси обители многи суть (Ин. 14,2). С другой стороны, три неба описывает нам св. апостол Павел. Св. апостол Петр хранит вход во все три неба. На его исповедании: «Ты еси Христос, Сын Божий», создана Церковь Христова, и спасение наше кто тако исповедует, того св. апостол Петр примет во вхождение во спасение; ему - этому исповеданию - даны ключи в Царство Небесное.