На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
ВСТРЕЧА СВЯТИТЕЛЯ ::: Иосиф (Чернов И.М.), митрополит - Свет радости в мире печали: Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова), исповедника ::: Иосиф (Чернов Иван Михайлович) ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Иосиф (Чернов Иван Михайлович)

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Сахаровского центра
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Свет радости в мире печали : Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф / сост. В. Королева. – М. : Паломникъ, 2004. – 686 с. : портр., ил. – ( Серия "XX век").

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 142 -

ВСТРЕЧА СВЯТИТЕЛЯ

 

Захар Иванович Самойленко, шофер владыки Иосифа:

«Когда Владыка был назначен на Алма-Атинскую кафедру и уже вылетал из Петропавловска в Алма-Ату, он дал мне телеграмму-письмо, слов в 50, примерно такого содержания: «...Ты должен встретить меня в аэропорту такого-то числа один, никому не говори, что я назначен, чтобы никто больше не встречал». Раз такая телеграмма, я приехал в аэропорт один, поставил машину, жду Владыку. Мы были знакомы с ним прежде, он приезжал сюда из Петропавловска, и я его подвозил. И вот Владыка вышел из самолета, одетый в рясу, скуфью, в руках он держал круглую коробку с митрой. Я сразу подошел, и он без всяких церемоний благословил меня. «Кто встречает?» — был его первый вопрос. «Никто, я один приехал». — «О, правильно! Ну, сейчас едем в Никольский собор». (По правилам архиерей сразу, по приезде на кафедру, должен прибыть в Кафедральный собор.) Подъехали к собору. У ворот стоят одни нищие. Владыка вышел из машины, зашел в собор,

 

- 143 -

приложился к аналойной иконе Святителя Николая. В алтарь не зашел — он был осторожен. Это было в обеденное время, в храме тоже никого не было. «Ну, поедем на Минина». На улице Минина, дом №10, располагается Епархиальное управление и архиерейские покои1. Там я тоже не предупредил, что Владыка приезжает. Сразу бы сработал беспроволочный телефон.

Приехали. Шура, повариха, открывает, я говорю: «Это наш Архиерей». Обед подала, все спокойно. Но не успел Владыка дух перевести с дороги, как приходит толпа «прихожан» и откровенно заявляют: «Если Вы, Владыка, еще раз появитесь в соборе, мы Вам кишки выпустим! Здесь должен быть архиереем наш настоятель!» А он им сразу: «Ну, ничего, отныне кафедра будет в Казанской церкви!» Этого они не ожидали. И сразу после их посещения приехал на Минина уполномоченный, Степан Романович Вохменин, интересовался — как архиерея встретили. «Вот это да, — говорит, — я не ожидал, что он кафедру в Никольском соборе бросит, а в Казанской церкви назначит!»

И вдруг мгновенно Владыка собирается на службу (всенощная накануне Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня): «В Казанскую поедем!» И здесь приходит снова толпа «прихожан» с цветами,

 


1 Этот ставший знаменитым дом №10 на улице Минина был куплен в 1957 году архиепископом Алма-Атинским и Казахстан­ским Алексием I (Сергеевым, 1957-1958 гг.). Служивший в то время в Алма-Ате в должности настоятеля Свято-Никольского Кафедрального собора архимандрит Исаакий (Виноградов) пред­ложил в этом доме устроить Крестовую церковь и освятить ее как Иверско-Серафимовскую, в память Верненского Иверско-Серафимовского женского монастыря, закрытого в 1922 году. Дом с церковью до сих пор служат покоями правящего Архи­ерея и являются для алмаатинцев святыней, так как здесь жил и молился митрополит Иосиф.

- 144 -

в ноги падают: «Владыка, простите! Не оставляйте собор!» — «Ну хорошо, будем служить в соборе!»

И всю дорогу от его дома до самого Никольского собора (около километра) устлали розами. И от крыльца собора до трамвайной линии дорожками путь устлали и сами выстроились вдоль дороги, а кто и вперед машины бежал. Я такого никогда не видел, скольких архиереев ни возил. Владыка велел мне ехать медленно, чтобы никого не сбить. Он ехал и чинно всех двумя руками благословлял. А когда приехал, зашел в собор, поднялся на амвон, ноги вытер там, на половичке, на амвоне, повернулся к народу и говорит: «Вот я!» Владыка стал служить, и все пошло хорошо».

 

«ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА.

15 сентября 1960 года на объединенную епархию, Алма-Атинскую и Петропавловскую, Святейший Патриарх Московский и Священный Синод назначили Архиепископа Петропавловского и Кустанайского Иосифа.

Приветливо встречали алма-атинские жители нового Архипастыря, надеясь, что новый Святитель умиротворит возникшую среди прихожан смуту, ибо люди искали мира и успокоения.

Вход Архиепископа в Собор был торжественный. При встрече вся дорога была устлана цветами. Духовенство города встретило Владыку у дверей Собора.

После встречи и молитвы архиепископ Иосиф обратился со словом к собравшемуся народу. Он призывал к согласной, мирной жизни. Весьма красочно, в виде притчи, Архиепископ рассказал, как, подъезжая к городу Алма-Ате, он видел Собор, окруженный стаей черных воронов, не желавших его пускать в Собор, но приехал и увидел, что вороны разлетелись, и их теперь нет. Среди православных

 

- 145 -

христиан должен наступить мир, всем надо пребывать в послушании ко Святой Церкви и ея иерархии во главе со Святейшим Патриархом.

Самым действенным средством умиротворения владыка Иосиф считает молитву. Поэтому, кроме воскресных и праздничных дней, он еженедельно в будничные дни совершает три Божественных Литургии с непременным чтением Акафистов. Для успешного руководства объединенной епархией Высокопреосвященнейший Архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф призвал к постоянной работе Епархиальный совет.

Иеромонах Евстафий».

 

Для того чтобы умирить и сохранить епархию, владыка Иосиф стал ежедневно совершать Божественную Литургию — или в храмах города, или в своей домашней церкви. Он понимал, что не сам человек встречает его с такой недоброжелательностью, а враг рода человеческого — диавол старается сделать здесь свое дело. И Владыка вышел на брань с ним, облачившись, по данному ему великому благодатному дерзновению, во всеоружие терпения и молитвы. Как-то однажды его посетил один архиепископ и в беседе пожаловался, что епархия его неспокойная, как быть? Владыка Иосиф ему ответил: «Надо три года ежедневно совершать Богослужения. У меня тоже так было, и я совершал служения три года».

Группировки в Алма-Ате некоторое время продолжали оставаться, хотя постепенно начинали слабеть. Бунтари еще докучали Владыке и будоражили атмосферу в Никольском соборе, хотя не с такой яростью.

Однажды, рассказывал Владыка, в первые месяцы его служения в Алма-Ате, снова пришла к нему еще одна делегация с какими-то требованиями. Это

 

- 146 -

случилось как раз в тот момент, когда Владыка чистил и потрошил рыбу. И он вышел к этой делегации как был, в фартуке, с окровавленным ножом в руках. В ответ на их заявления Владыка сделал вид, что очень сильно разгневан, поднял нож и возопил: «Вы знаете, как пророк Илия расправился с нечестивыми жрецами?! Так вот и вы здесь беретесь судить о делах церковных!» Делегаты в страхе разбежались. Так он их наглядно обличил.

Но чаще владыка Иосиф старался влиять на людские души не устрашающей грешников пламенной ревностью пророка, а евангельской кротостью и силой Христовой любви. И постепенно нестроения утихли, буря истощилась, прошла. Владыка своим благоразумием, выдержкой, своими праповедями сумел восстановить церковный мир. Он мудро стал руководить епархией, и вскоре церковная жизнь потекла благополучно. А потом все лучше и лучше, и полюбил Владыку народ. По милости Божией все восстановилось — и порядок, и мир. И в 1963 году, можно сказать, была уже тишина.1

 


1 В архивах уполномоченного по делам РПЦ в Казахстане есть следующая запись о служении владыки Иосифа: «Следует сказать, что почти каждая церковная служба в церквах г. Алма-Аты им сопровождается проповедью. Каких-либо нежелатель­ных высказываний в его проповедях в истекшем году не было. Иногда в проповедях верующие призываются в борьбе за мир, но эта тема им в основном связывается с миром в церкви и урегулированием разных склок, возникающих между духовен­ством и церковниками». Центральный Государственный Архив РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 120, 1963 г.

Впрочем, этот церковный мир владыка Иосиф все годы своего служения поддерживал своим старанием, о чем писал он в одном из писем последних лет: «Здесь мир среди нынешнего безмирного духовенства. Вот этот «мир» более чем 13 лет здесь заставляет отчасти себя в жертву приносить! Не каюсь, что трижды от Ростова отказался, хоть и духом и телом родствен ему. 15 августа, 1974 год».

- 147 -

Так начал владыка Иосиф свое служение в новом определенном для него Богом уделе — «бархатной Алма-Ате», как называл он этот полюбившийся ему город, где прослужил ровно 15 лет, до дня своей кончины. И все последующее служение митрополита Иосифа проходило в духовном единении с врученной ему Богом паствой. Всего в Казахстане владыка Иосиф прослужил 18 лет.

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.
Тел.: (495) 623 4115;; e-mail: secretary@sakharov-center.ru
Политика конфиденциальности


Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
 
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, но мы уверены, что наша работа по сохранению и развитию наследия академика А.Д.Сахарова ведется на благо нашей страны. Поддержать работу «Сахаровского центра» вы можете здесь.