На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
Православные матушки ::: Григорий (Пономарев Г.А.), протоиерей (автор - О.Пономарева) - Печаль ваша в радость будет ::: Григорий (Пономарев Григорий Александрович) ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Григорий (Пономарев Григорий Александрович)

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Сахаровского центра
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Пономарева О. Г. Печаль ваша в радость будет. – М. : Русский Хронографъ, 2003. – 448 с. : портр., ил.

 << Предыдущий блок     
 
- 251 -

Православные матушки

 

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

(1 Петр. 3, 3-4)

 

Примеры беззаветного и ревностного служения Господу и Его Святой Пра-

 

- 252 -

вославной Церкви дало не одно поколение семей Пономаревых и Увицких. Но совершенно особенное служение — служение православных матушек, и мне хотелось бы на конкретных примерах, которые хранит еще память, показать значение и роль жены священнослужителя, будь то супруга диакона или иерея.

К сожалению, тоталитарный режим, в котором находилась наша страна 70 лет, уничтожил преемственность традиций православного образа жизни как всего государства, так и всех почти без исключения членов советского общества. Стерты были рамки канонического общения не только Церкви и государства, Церкви и общества, но и общение в самой Церкви верующих, которые в былые времена буквально с рождения впитывали православные устои.

Сейчас многие не знают, как пра-

 

- 253 -

вильно обратиться к священнику, тем более к архиерею, не знают правил поведения в храме, названия икон и многого другого. Может быть, именно поэтому часто случается, что людей, впервые переступивших порог храма, особенно молодых, так резко и даже зло одергивают за их неправильное поведение старушки, чем вызывают неприязненное отношение не столько к себе, сколько к самому храму. Конечно, не каждый человек, только что начинающий ходить в дом Божий, может и хочет понять, что старушка эта не желает плохого, а как умеет, охраняет чистоту церковных традиций. Проявляя ревность не по разуму, она сердится, делая то или иное замечание, повышает голос, вместо того, чтобы тихо, спокойно, вежливо разъяснить человеку, что можно и как нужно. Пишу это потому, что не раз бывала свидетелем таких неприятных сцен в храме.

Конечно, каждый из нас понимает, что в церкви мы лишь временные гости, и люди, приходящие в храм Божий, идут сюда не для выслушивания различного Рода замечаний в свой адрес. Они приходят к Богу, Божией Матери и к

 

- 254 -

святым угодникам Божиим. Они приходят к вере. Поэтому каждого из нас должны наполнять доброта и терпение, ласковое, внимательное отношение к ближнему и желание помочь человеку на его пути ко Христу. Об этом часто говорил своим духовным чадам отец Григорий. А если ты видишь, что происходит что-то не так, не по правилам, — ты без злобы и раздражения, а с добром подойди к человеку и тихо объясни, но не кричи на весь храм. Я уверена, что люди поймут и примут доброе и ласковое слово. Ведь никто из нас не станет кричать на младенца или смертельно больного человека и грубо одергивать его, а многие из только что пришедших в храм, как в духовную лечебницу, есть такие же «младенцы» или нуждающиеся в излечении больные люди. С ними нужно обращаться бережно, и тогда вместо озлобления разольется в душе человека благодарное чувство.

Вот как писал о подобной ситуации отец Григорий в своих духовных советах верующим «Сто вопросов и сто ответов на запросы христианской души». На вопрос: «В храме порой так трудно стоять и молиться: ходят, тол-

 

 

- 255 -

кают, разговаривают...», — он отвечал словами Святых Отцов:

«Да, трудно! Но на храм, как прежде и на монастырь, надо смотреть как на больницу. И молитвы читают: «Пришел во врачебницу». И отец Варсонофий Оптинский говорит, что на больных не обижаются. Кто чем болен: кто унынием страдает, кто — раздражением, кто — гневом, кто — нетерпением. И всех надо в жизни и в храме терпеть: все пришли к Богу и жаждут исцеления. И, конечно, посмотреть на себя: может быть, и от меня кому-то трудно, и я кому-то мешаю».

Прошу прощения у читателей за то, что невольно отступила от темы этой главы, но такие конфликты, к сожалению, имеют место в нашей жизни и являются печальным результатом утраченных нами православных традиций.

 

* * *

 

Никакими словами невозможно переоценить роль и значение матушки в жизни прихода. Несомненен и воспитательный характер поведения матушки, и пример ее как человека, чей образ служения, как сказано в Писании, это не внешнее плетение волос, не золотые уборы или

 

- 256 -

нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. 3, 3-4). То, как общается матушка с людьми: с каждым ли страждущим, обратившимся за духовной помощью к священнослужителю, или с любым другим человеком — является лакмусовой бумажкой, по которой можно понять и настрой, и отношение священника к своей пастве.

Мысли мои возвращаются в далекое детство, и перед глазами встают дивные образы православных матушек, таких разных по характеру и по времени жизни, но одинаково светлых и, если можно сказать, благодатных — матушки священников, служащих в приходах того трудного времени, матушки репрессированных священнослужителей, матушки-вдовы... Так светлы были их лица, несмотря на все бытовые тяготы. Так они были дружелюбны и ласковы с окружающими, что люди тянулись к ним каждый со своей болью, с трудным и порой неразрешимым семейным вопросом, желая ощутить в них хотя бы частицу той благодати, которая дана была их супругам — пастырям.

 

- 257 -

* * *

 

Лишь по рассказам старших я знала о своей бабушке — матушке Надежде — матери отца Григория. Сколько света и тепла несла она людям! Как помогала всем, чем только могла: и советом, и сочувствием, и, если надо, материально, всегда стараясь поддержать в них веру и надежду на Господа. Она ушла из жизни очень рано, еще до моего рождения.

Другая моя бабушка — матушка Павла — мамина мама. О ней я, конечно, могу говорить и говорить, потому что почти до шестнадцати лет росла у нее на руках и на ее глазах. Очень многим, что было во мне заложено хорошего, я обязана ей. Помню, как мама высиживала по 14 часов за швейной машиной, зарабатывая на пропитание, а бабушка занималась домашним хозяйством и моим воспитанием.

Сама она была широко образована: знала языки, играла на фортепиано и очень хорошо пела. Она помнила массу историй из своей жизни, из детства и юности. Она много читала, пока позволяло ей зрение, и именно она вводила меня в круг своих литературных симпатий. Сначала сказки А. С. Пушкина, потом его же «По-

 

- 258 -

вести Белкина», рассказы Чехова, повести Тургенева, стихи Тютчева, Фета, Майкова. Всего не перечислишь. Но прежде всего, конечно, помнятся ее рассказы о Господе, о Пречистой Божией Матери и святых угодниках Божиих. Именно она стала моим первым законоучителем, постепенно открывая мне совершенно иной мир — мир веры в Иисуса Христа Сына Божия, что было недоступно и запретно для других моих сверстников. Павла Ивановна была регентом на правом клиросе нижнетагильского Казанского храма. Она часто брала меня с собой на церковные службы, и я видела, как обращались к ней за помощью люди, и бабушка, перенесшая арест и смерть мужа, одна вырастившая четырех детей, находила в себе силы для утешения, ободрения и помощи каждому страждущим человеку, обратившемуся к ней.

Еще припоминается мне супруга отца Андрея Чечулина — Анна Гавриловна. Отец Андрей служил тогда в Казанской церкви Нижнего Тагила, а матушка Анна пела на клиросе. Семья жила покрепче прочих, но и помогала матушка каждому второму, и постоянно. Про родительницу одного из наших старцев

 

- 259 -

сохранилось предание, что она хлебом, розданным бедным, устелила себе дорогу в рай. Подобное, наверное, можно было бы сказать и о матушке Анне Гавриловне Чечулиной.

Матушку Елизавету Николаевну Оранскую — тещу младшего сына протоиерея Сергея Увицкого Николая — я помню с детства и до последних дней ее жизни. Потеряв мужа — протоиерея Михаила (его расстреляли в 30-е годы), она осталась с пятью совсем маленькими детьми. Сколько горя, нужды, трудов ей пришлось пережить! Но когда бы ее ни видели — она была всегда бодра, приветлива, очень гостеприимна.

Я помню ее, когда сама была еще ребенком. Это была яркая, интересная, очень энергичная женщина с выра-

 

- 260 -

зительными черными глазами. Единственного сына она проводила на фронт. Как горячо молилась она о нем! Ее дочери рассказывали, что матушку можно было видеть молящуюся среди ночи и осеняющую крестным знамением фотографию своего сына. Не зря сказано, что молитва матери со дна моря достанет — сын по ее горячим молитвам вернулся живой и невредимый и долгое время работал преподавателем фортепиано в музыкальном училище. Он был хороший музыкант и опытный преподаватель.

Всех своих детей матушка Елизавета Николаевна вырастила и «поставила на ноги». И все — одна! Ее доброта и участие к нужде других людей просто поражали. Когда мы с мамой жили в Свердловске и материально очень нуждались, то приезжали за помощью к Оранским, и Елизавета Николаевна, не имея денег, шла к соседям одолжить для нас с мамой. Много ли людей, сами имея в то трудное время нужду, оказали бы другому помощь? Обладая по своей природе очень живым, оптимистичным нравом, она и детей своих воспитала стойкими и жизнелюбивыми. В доме у них хорошо пели. У всех дочерей были кра-

 

- 261 -

сивые голоса. Приходить к Оранским было всегда весело и интересно, и дом их был добрый и теплый.

О матушке Елене Львовне Пономаревой, однофамилице семьи отца Григория и, одновременно, свекрови старшей дочери протоиерея Сергея Увицкого — Ольги, к сожалению, я знаю только по рассказам. Она потеряла мужа — иерея Петра — в ночь на Рождество Христово. Он скончался от тифа в 1919-м году в селе Салка недалеко от Нижнего Тагила, где был его приход. Матушка осталась с пятью детьми, младшему их сыну Александру тогда исполнился только год. Глубокая вера в помощь Господа помогли ей выстоять и поднять детей. В войну она проводила на фронт четырех своих сыновей, и (как горяча была молитва матери о своих детях!) все четверо без единой царапины вернулись после победы домой. Однако матушке Елене не суждено было увидеть их возвращение. В 1942-м году она скончалась от голода, отдавая свой паек и «аттестат», который присылал ей младший сын, жене и маленькой дочке другого сына.

Сколько судеб, сколько примеров чистой святой жизни женщин, потерявших свою опору и оставшихся в

 

- 262 -

трудное время без мужей, но не забывших о своем предназначении быть матушками! Они как бы стремились восполнить людям отсутствие своих супругов-священников и всеми возможными средствами помогали нуждающимся тогда, когда сами так бедствовали. Несмотря на трудности и гонения, матушки свято чтили Православную Церковь и во всех своих невзгодах и трудностях, бедах и печалях уповали только на помощь и милосердие Господа. Не уклоняясь от святых заповедей Божиих, они воспитывали своих детей истинно верующими православными христианами.

Матушка Коровина Анна Даниловна — супруга репрессированного протоиерея Леонида Коровина. Ее я помню с тех пор, как научилась ходить. К сожалению, место служения отца Леонида в памяти не сохранилось. Анна Даниловна и две ее дочери (Верочка и Ольга) были нашими соседями по дому. Глубоко верующая, очень интеллигентная семья. Матушка Анна, всегда добрая и чуткая к чужому горю, одна вырастила и выучила своих девочек. Про нее нельзя было сказать, что для нее самое легкое горе — это чужое... Трудности и беды окружа-

 

- 263 -

ющих она принимала близко к сердцу. Кроме потери мужа — отца Леонида, она пережила еще одну трагедию — смерть от туберкулеза старшей дочери Веры, которая к тому времени была уже инженером на Уралвагонзаводе. Душа матушки не взбунтовалась, а перестрадала, смиренно приняв то, что послал ей Господь. Всю жизнь до старости посещая храм и вознося молитвы о своих дорогих умерших, она оставалась чуткой к горю других, разделяла его и духовно, и, сколь возможно, материально. Скончалась она уже в преклонных годах на руках у младшей дочери Ольги, оставив в сердцах и душах людей светлую благодарную память о себе. А ведь годы-то были какие! Война, массовые репрессии, голод, нищета... Наверное, в такое время и познается подлинная сущность и ценность человеческой личности и истинная вера. Не зачерстветь, не загрубеть в борьбе за выживание. Это и дары души, и воспитание с Детства, и как бы отраженный свет пастырской благодати.

Все нам дается по дару Христа.

Несколько слов хочется сказать о супруге священника Константина Плясунова — Марии Александровне —

 

- 264 -

сестре отца Григория. Она помогала такому количеству сирот и стариков, оставшихся без средств к существованию, что ее знал весь Оренбург, где служил отец Константин. Успевала она помочь и отцу Константину, который, будучи настоятелем оренбургского кафедрального собора и по послушанию много занимаясь епархиальными делами, писал еще и научно-богословские труды. Матушка участвовала в подборе научно-духовного материала для батюшкиных трудов и помогала в печати. Круг интересов Марии Александровны и ее забот был необычайно широк. Обладая сама, как и все дети отца Александра Пономарева, литературными способностями, она вела переписку с широким кругом журналистов, поэтов и литераторов (в основном Москвы и Самары), писала удивительные письма — такой глубины мысли, что их можно было назвать маленькими литературными шедеврами.

И, наконец, примером несения своего нелегкого, но верного служения православной матушки является моя мама, Нина Сергеевна Увицкая.

Обобщая все сказанное, хочется подчеркнуть самую главную мысль, что

 

- 265 -

жена священника имеет перед Господом повышенные обязанности. Она несет свой особый крест и призвана разделять все трудности мужа — пастыря Церкви Христовой, облегчая ему бремя служения пастве, которой он обручен. До революции молодые девушки, оканчивающие епархиальные училища, получали необходимое образование и готовили себя для того, чтобы стать супругой священнослужителя. Они изучали и ряд богословских предметов, и церковно-славянский язык, пение, рукоделие и домоводство. Такая опытная и образованная жена становилась надежной помощницей священнослужителя в его нескончаемом труде. Своими знаниями, своим молитвенным настроением она была поддержкой мужу и образцом подражания для своих детей и для всех верующих.

В завершение хочется сказать, что Господь снова и снова призывает уже новое поколение молодых людей на служение Себе и Своей Церкви. И в этом стремлении посвятить себя целиком служению Господу большую роль играет женщина — Жена или невеста будущего священнослужителя. Насколько глубоко она понимает путь, выбранный ее близким

 

- 266 -

человеком? Как он труден и для будущего батюшки, и для нее, не просто супруги, но той, которая несет перед Господом особое служение — матушки. Служение, которое заключает в себе, в первую очередь, жертвенность и умаление личных интересов ради батюшки, обрученного своей пастве.

Наверное, долг матушки — не быть как все, но постараться стать для каждого человека примером в благочестии и стяжании Духа Святаго, чтобы в проявлении особой любви и сострадательности к ближнему помочь своему мужу-священнику заботиться о «словесных овцах», вверенных ему Господом.

 

 

 
 
 << Предыдущий блок     
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.
Тел.: (495) 623 4115;; e-mail: secretary@sakharov-center.ru
Политика конфиденциальности


Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
 
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, но мы уверены, что наша работа по сохранению и развитию наследия академика А.Д.Сахарова ведется на благо нашей страны. Поддержать работу «Сахаровского центра» вы можете здесь.