- 251 -

22 МАЯ 1943 ГОДА

 

За три дня до 20 мая занятия по радиоделу и тренировки по прыжкам с парашютом проводились особенно интенсивно.

20 и 21 мая под руководством двух унтер-офицеров мы упаковали грузовые контейнеры концентрированными и очень калорийными продуктами в советских упаковках, радиостанциями (две советские станции «Север»), аккумуляторами. Подобрали и подогнали советское обмундирование. Получили документы — командировочное удостоверение на свои настоящие фамилии с таким примерно содержанием:

«Старший лейтенант Стефановский П. П. командируется в г. Архангельск и побережье Белого моря Архангельской области для выполнения особого задания по рекогносцировке специальных строительных работ на побережье сроком на 6 месяцев, с 1 мая до 1 ноября 1943 года.

Зам. начальника Управления особых строительных работ НКО

Полковник

<Круглая печать>

Кроме командировочного удостоверения, были выданы удостоверения личности в сафьяновой красной коже с золотым тиснением. Удостоверение гласило о том, что:

«Старший лейтенант Стефановский Павел Петрович является сотрудником специального сектора Управления особых строительных работ Наркомата обороны СССР.

Зам. начальника Управления ОСР Наркомата обороны

Полковник »

Предъявлять эти документы строго рекомендовалось только в самых исключительных случаях, когда словами уже невозмож-

 

- 252 -

но объяснить свое пребывание, местонахождение и т. д. Из рук документы эти выпускать категорически запрещалось.

21 мая в середине дня нас пригласили в кабинет начальника школы, где сотрудник Целлариуса, по званию майор (в Таллине мы его видели в обществе Целлариуса), еще раз напомнил об инструктаже Целлариуса. К этому он добавил: известно, что и Мурманск союзники направляют конвои с помощью Советскому Союзу, а вот что из направленного доходит до Архангельска, пока имеет слабое освещение, и что мы должны улучшить эту работу, чтобы точнее знать, какие конвои и корабли дошли до Архангельска и что разгружается, когда намечается выход конвоя и обратный путь и чем он загружен, что грузят в железнодорожные составы, отправляемые из Архангельска в центр страны.

Рано вечером 21 мая нас уложили спать, а в два часа ночи подняли, выдали по незаряженному револьверу в кобуре, объяснив, что заряжать следует после приземления. Контейнеры сбросят нам вторым заходом после нашей выброски на поляну. Приземлившись, мы должны вынуть из кармана большие белые платки и махать ими, чтобы было хорошо видно, куда сбрасывать контейнеры.

В 2.30 мы уже были на аэродроме, где нас ждал специальный самолет черного цвета, у самолета стоял летчик АСС, специалист по заброске агентуры. На груди у него было несколько железных крестов, рядом с ним стояли четверо сопровождающих, контейнеры были уже в самолете. Летчик АСС поздоровался с каждым из нас и похлопал по плечу со словами: «Гут менш, гут менш!»

В 3 часа самолет поднялся в воздух и, сделав прощальный круг над аэродромом, направился на восток.

Быстро проплыли под нами финские леса, озера, хутора, и вот мы над Белым морем, но гладь его не белая, а серо-свинцовая. Мы летим в Россию...