Blog

Статья

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

«Новое время», 2001
18 September 2001
77

Е.Г. Боннэр, «Новое время», 2001

Геополитические, экономические, социаль­ные и нравственные проблемы глобализации, широко обсуждаемые в последнее десятилетие, внезапно и катастрофически наполнились новым и воистину глобальным содержанием. Картина горящих башен ВТЦ, густой черный дым на фоне сверкающего голубого неба навсегда у всех жи­телей планеты Земля отняли чувство личной бе­зопасности и предсказуемости будущего.

Произошла глобализация сознания. Пусть не в повседневной заботе о хлебе насущном, но в экзистенциальном плане день этот судьбоносно сравнял благополучных американцев и евро­пейцев с обитателями самых бедных стран Тре­тьего мира. Картинками из сказки стали пред­ставляться телекадры фейерверков в разных столицах мира, которыми мы тешились в ночь на первое января 2000 года. Оказалось, что не тогда, а 11 сентября начался новый, XXI век и третье тысячелетие.

Именно глобализацией сознания объясняет­ся относительно быстрое и без особых трений в ООН создание антитеррористической коалиции, в которую вошли не только традиционные союз­ники США, но страны СНГ, в том числе и Россия, и некоторые мусульманские страны. Но пока трудно предсказать, насколько прочна будет эта коалиция. Глобализацией сознания объясня­ется также отсутствие сколько-нибудь значимых антивоенных выступлений и изменение позиции известных интеллектуалов и правозащитников, регулярно собирающихся на форум в Праге по приглашению президента Вацлава Гавела. Эти изменения не касаются приоритета защиты прав человека, но идут в направлении понимания, что только одними конвенциями о защите мирного населения, гуманитарной помощью, мировыми конгрессами, миротворческими встречами и по­ощрительными премиями защитить либерально-демократические ценности невозможно. Прихо­дит понимание, что злу всемирного терроризма противостоять может только сила, что борьба с ним – это война совершенно нового типа. Она не закончится прекращением военных действий в Афганистане, разгромом талибов, созданием там нового правительства, поимкой главарей «Аль-Каеды» и даже самого бин-Ладена. В ней непредсказуемо время, в которое она будет ид­ти – месяцы, годы, десятилетия? Непредсказуе­мы территории и народы, которые подвергнутся ее сокрушительному воздействию. Непредска­зуемы ее экономические, экологические, демо­графические, социальные и нравственные последствия. Успех коалиции в Афганистане, достигнутый в первые месяцы, не должен внушать иллюзий. А противникам глобализации следует задуматься над тем, что террористический акт на Манхэттене и вызванное им изменение эконо­мической ситуации в США, несет бедным стра­нам не подъем жизненного уровня, а еще боль­шую бедность. В какой-то мере это понимание уже происходит и демонстрации антиглобалис­тов на последнем Давосском (в Нью-Йорке) фо­руме уже не были столь агрессивны, как прежде.

При создании коалиции были допущены ошиб­ки стратегического и оценочного характера.

Это невключение в список наи­более опасных террористических организаций, тех, которые мно­гие десятилетия применяют тер­рор против Израиля.

Это стремление закрыть глаза на то, что Россия в Чечне 7 лет не столько борется с террором, сколько уничтожа­ет чеченцев как народ.

Это отсутствие международной правовой ба­зы, обязательной для всех стран – членов ООН, на основании которой должна действовать анти­террористическая коалиция.

Россия без колебаний вошла в антитеррори­стическую коалицию, и это – значимый положи­тельный шаг в сторону сближения с Западом. Но он не должен ослаблять внимание западных пра­вительств и международных организаций к про­блеме защиты прав человека в России, особенно в Чечне. Президент Путин на одной из пресс-кон­ференций на вопрос о массовых нарушениях прав человека в Чечне с пафосом воскликнул: «Дайте имена, фамилии, явки». Ведущие международные правозащитные организации десятки раз пред­ставляли документы с фамилиями ограбленных, расстрелянных, пропавших без вести людей, данные о разрушенных домах (не во время бом­бардировок, а пьяными офицерами и солдатами), о десятках тайных захоронений. За 7 лет погиб­ло более 100000 мирных жителей, разрушено более 70 процентов жилищ. Только в первую войну без вести пропало более 1500 мужчин и мальчиков-подростков, а сколько пропало во вторую, – нет возможности сосчитать. Ежеднев­но в Чечне гибнут российские солдаты, а многие из живых становятся мародерами, бандитами, насильниками, алкоголиками и наркоманами.

Происходящее в Чечне – это, на мой взгляд, – геноцид, проводимый армией и другими силовы­ми структурами при попустительстве российских властей и президента Путина, если не по прямо­му их указанию. Трагический опыт Чечни показы­вает, что никакое марионеточное правительст­во, даже подкрепляемое значительной военной силой, не может изменить ситуацию без под­держки населения. Он показывает, что ООН и другие международные организации не могут догматически всегда поддерживать право неру­шимости границ, но в каких-то случаях, за­висящих от многих исторических и конкретных особенностей ситуации, должны считать приори­тетным право на самоопределение.

О массовых нарушениях прав человека в Чеч­не хорошо известно президенту Путину. Доку­ментальные подтверждения содержатся в резо­люциях Первого съезда правозащитников, эти документы направлены Путину в январе 2001 го­да, и о них говорилось на прошедшем недавно Гражданском форуме, на котором президент вы­ступал с приветственной речью.

Несколько десятилетий идет террор против Израиля, осуществляемый самыми долго суще­ствующими, самыми тренированными, можно ска­зать, самыми профессиональными террористи­ческими организациями в современной истории. ХАМАС. «Хизбалла», «Исламский джихад» никог­да не признавали право Израиля на существова­ние. Точно таким же был «Черный сентябрь», из которого берет начало Организация освобож­дения Палестины и ее лидер – в прошлом терро­рист номер 1 – Ясир Арафат. Идеология этих ор­ганизаций ничем не отличается от идеологии «Аль-Каеды», террористы-смертники так же преступны, как те, которых направил на башни-близнецы бин-Ладен. Пока они не уничтожены, вся­кие переговоры о мире на Ближнем Востоке не­минуемо превращаются в опасную демагогию и приносят на алтарь так называемого миротвор­ческого процесса все новые и новые жертвы.

Четверть века назад Сахаров писал, что в международной политике западных государств «имело место безответственное поощрение так называемого арабского единства… Я считаю, что США и европейские страны в октябре 1973 года приняли на себя ответственность за судьбу Израиля и что сейчас время платить по этому счету». Но еще раньше резолюцией ООН о создании Государства Израиль ответствен­ность за его существование взяла на себя коа­лиция, победившая фашизм во Второй мировой войне. Повторяя Сахарова, правомерно вновь поставить вопрос об ответственности ООН и де­мократических стран за существование Израиля в безопасных границах и за жизнь каждого жи­вущего там еврея.

Последняя волна террора в Израиле требует от западной демократии и международных орга­низаций пересмотра всей концепции так называ­емого мирного урегулирования. Его не может быть, пока существуют организации, не призна­ющие права Израиля на существование. Уничто­жение палестинских террористических органи­заций и отказ от переговоров с Арафатом – не только право, но и обязанность правительства Израиля. Только после этого может быть возоб­новлен мирный процесс на совершенно новых основаниях. В ООН должны быть отменены (как это ни сложно) все осуждающие Израиль резо­люции. Должны быть отменены как демагогиче­ские и невыполненные Арафатом договореннос­ти в Осло и на бесчисленных встречах в Кэмп-Дэвиде. За Израилем в целях его безопасности должны быть сохранены Голанские высоты и Иерусалим. Израиль в свою очередь должен бу­дет уступить земли, занятые еврейскими поселе­ниями. И далее речь должна идти не о создании автономии, а о независимом палестинском госу­дарстве.

Это нужно обеим сторонам. Не могут и не должны 3,000,000 палестинцев и их потомки веч­но оставаться апатридами. А Израиль в случае автономии не может предоставить им граждан­ство, потому что тогда через несколько лет па­лестинцев в Израиле будет больше, чем евреев. Новое палестинское государство должно под контролем международных организации быть полностью демилитаризовано, как была демили­таризована Германия после Второй мировой войны. Возможно, на какой-то срок -15 – 20 лет -оно будет под протекторатом ООН. Только по­сле полной демилитаризации, при которой на ка­кой-то срок даже милиция должна быть замене­на на международную, ему должна быть оказа­на мощная экономическая поддержка в созда­нии производственной базы и рабочих мест. Должен быть проведен финансовый контроль тех средств, которые почти полвека шли в по­мощь Палестине, но оседали в карманах Арафа­та и его приспешников. В прессе были сообщения о том, что личные средства Арафата достигают 20 миллиардов. Я не могу судить, точна ли эта цифра, но что палестинский народ обворован -несомненно. Эти деньги должны быть возвра­щены новому государству. Такой план мирного урегулирования но ущемляет прав двух народов и соответствует духу Всеобщей Декларации прав человека.

Мир на Ближнем Востоке достижим. Но для этого надо прежде всего единодушие израиль­ского общества в его решимости силой, а не сло­вами противостоять террору. Для этого Евро­пейское сообщество и пропалестинское лобби США должны перестать из политической корректности подыгрывать палестинскому террору. Для этого надо, чтобы США как лидер антитер­рористической коалиции и другие ее члены осо­знали наконец, что террор – везде террор, в лю­бом уголке нашей маленькой планеты.

Нельзя в одном месте вести войну против тер­рористов, а в другом – вести переговоры с таки­ми же террористами. Двойного не дано – или тер­рор должен быть уничтожен везде, или он неми­нуемо распространится повсеместно.

У Европы уже был трагический опыт уступок тоталитаризму. Вопреки надеждам миро­творцев 30-х годов прошлого века, Мюнхен принес ей не мир, но Вто­рую мировую войну. Если полити­ческие лидеры сегодняшней Евро­пы этот опыт забудут, то они вскоре могут ожидать террористов-само­убийц на Унтер ден Линден, Елисейских Полях и Пикадилли.

И еще одно важное для понимания обоснован­ности общей для всей коалиции бескомпромисс­ной борьбы с любыми очагами терроризма (в том числе с палестинским). Прописной истиной стало утверждение, что терроризм – следствие нищеты и необразованности. Это правда, но это только часть правды. Все известные лидеры терроризма-фундаментализма (я говорю не об ис­ламе, а шире, включая в это понятие любые крайние тоталитарные идеологии – националис­тические, религиозные, социальные) – это все­гда люди состоятельные, даже богатые и пре­красно образованные. Их слова о благе народа и защите его прав – большой обман. Их принцип – чем хуже, тем лучше. Все их действия направ­лены на то, чтобы удержать население в нище­те, вне образования, без медицины и оградить от любых влияний современной цивилизации. Только в таком обществе могут укореняться их лжеистины. Только в нем они могут считаться пророками.

Поэтому любая гуманитарная помощь госу­дарственных, международных и частных бла­готворительных фондов имеет такой малый ко­эффициент полезного действия и зачастую до­стается самим террористам или идет на покуп­ку оружия.

Новое время, рубежом которого стало 11 сентября, требует коренного пересмотра всей миротворческой концепции ООН и стран, подпи­савших в 1975 году Хельсинкские соглашения. Новая концепция должна основываться на Все­общей Декларации прав человека, на защите его прав и прежде всего – права на жизнь. В ней не может быть места тактическим отступлениям из-за боязни потерять поддержку стран – экспор­теров нефти. Надо вкладывать средства в поиск безопасных альтернативных источников энер­гии. Сахаров писал об этом в статье «Ядерная энергетика и свобода Запада». Эта статья за­канчивается пророческими словами: «Речь идет не только о комфорте, не только о сохранении так называемого „качества жизни“. Речь идет о более кардинальном вопросе – об экономичес­кой и политической независимости, о сохранении свободы для ваших детей и внуков».

В новой концепции не должно быть боязни, что Китай обидится, если ему напомнят о правах человека в Тибете и о смертной казни. В новой концепции не должно быть опасений, что Россия выйдет из антитеррористической коалиции из-за напоминаний о Чечне или выходе США из дого­вора 1972 года по ПРО. Кстати, Сахаров еще в 1967 году писал в закрытом письме в Политбюро ЦК СССР, что защита от единичных террористи­ческих ядерных бомб возможна и что ее надо де­лать. Похоже, он уже тогда предвидел, что глав­ной угрозой XXI века станет терроризм.

В новой концепции ООН, концепции защиты ми­ра и человека, право государств на нерушимость границ не должно быть приоритетным, и судьба на­родов не должна решаться правом силы.

Сахаров в этой связи писал: «Все народы име­ют право решать свою судьбу свободным воле­изъявлением. Это право гарантируется международным контролем над соблюдением всеми правительствами Декларации прав человека. Международный контроль предполагает как применение экономических санкций, так и ис­пользование вооруженных сил ООН для защиты прав человека».

Не надо думать, что все сказанное выше – утопия. Время все равно поставит перед ООН, перед Евросоюзом, Европарламентом и други­ми Союзами и Пактами проблему концептуаль­ных изменений, вернее – уже поставило! Если ее своевременно не решать, то их постигнет печальная судьба Лиги Наций или они посте­пенно превратятся в бюрократические образо­вания, бесполезно поглощающие деньги нало­гоплательщиков.

Давление на международные организации с целью создания концепции защиты мира, отве­чающей новым угрозам и новому времени, должно стать стратегической задачей научной, деловой, финансовой и творческой элиты – тех, кто встречаются на форумах в Праге, Давосе, Осло и Стокгольме. Они могут и должны взять на себя ответственность подготовки общест­венного мнения к созданию мирового прави­тельства. К этому после Второй мировой войны призывали Эйнштейн, Бор, Сцилард. Сахаров не­сколько позже них писал о необходимости созда­ния «Международного совета экспертов по во­просам мира, экономической помощи нуждаю­щимся странам, по защите прав человека, по ох­ране природной среды – из авторитетных и бес­пристрастных лиц». Если к этим словам приба­вить еще слова о необходимости создания пра­вовой базы для борьбы с мировым терроризмом, в частности для продолжения деятельности ан­титеррористической коалиции, то это будет именно то, чего настоятельно требует от миро­вого сообщества новое время.

Я полагаю, что это должны быть в первую очередь:

1. Обоснованные особенностями войны с тер­роризмом, веденные на определенный срок, и обязательно гласно, некоторые ограничения де­мократических свобод. Любое продление этого срока должно оформляться законодательно.

2. Создание международного трибунала для террористов и их пособников, а также для наемников, и возможности применения амнистии.

3. Применение военной силы в сочетании со стремлением к минимальным потерям среди мирного населения.

Этот пункт самый сложный, но и самый необ­ходимый. Очень трудно внутренне сочетать стремление к миру и понимание, что путь защи­ты мира, защиты цивилизации от всемирного зла терроризма идет через войну. Людям моего по­коления, имевшим собственный опыт войны с фа­шизмом, такое понимание дается легче, чем но­вым поколениям. Для них гитлеровские концен­трационные лагеря, Освенцим и Бухенвальд, ГУЛАГ, китайские хунвэйбины и красные кхме­ры представляются столь же далекой историей, как греческая демократия и цезаревский Рим.

Однажды у нас на московской кухне извест­ная певица и пацифистка Джоан Баэз заплакала, когда Сахаров сказал, что он не может считать себя пацифистом. Он говорил о том, как трудно преодолеть стереотип неприятия любой войны, даже «когда не остается других средств, кроме вооруженной борьбы».

Сегодня горит олимпийский факел в Солт-Лейк-Сити, и многие миллионы телезрителей во всех уголках Земли соучаствуют в этом празд­нике молодости, красоты и силы. Но радость от великолепного зрелища этой и всех последую­щих олимпиад не должна заглушать нашу па­мять о Мюнхенской олимпиаде 1972 года, щедро политой кровью израильских спортсменов. И мы должны понимать, что тот террористический акт был совершен не только против Израиля, но про­тив всего человечества, символом единения ко­торого являются олимпиады. От той спортивной арены до «Граунд зиро» в Нью-Йорке идет нара­стающая волна террора. И каждый террористи­ческий акт, где бы он ни происходил, угрожает  всей современной цивилизации.

Декабрь 2001