+7 (495) 623-44-01
Ул.Земляной вал, д. 57, стр. 6,
Москва, 105120 Россия

Смотреть на карте

Blog

Статья

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

Миниатюра
15 вопросов для знатоков
18 August 2016
315
Мы работаем над текстом воспоминаний Павла Григорьевича Овчаренко «Горечь», которые хранятся в фондах Сахаровского центра. Черновой набор этих воспоминаний можно прочитать здесь ; Овчаренко - украинец из-под Харькова, служил на Дальнем Востоке на одном из бронекатеров Амурской флотилии рядовым краснофлотцем. В июле 1941 года 22-х лет от роду осужден по самой распространенной политической статье 58-10 на восемь лет лагерей. «Горечь» - его повествование о себе в третьем лице. Главного героя он называет Павликом Ивановым. Над своими беллетризированными мемуарами он работал в течение двадцати лет. Наш экземпляр создан в 1990 г. В процессе подготовки комментария к воспоминаниям Овчаренко обнаруживаются сложные случаи, требующие помощи зала:

Мы работаем над текстом воспоминаний Павла Григорьевича Овчаренко «Горечь», которые хранятся в фондах Сахаровского центра. Черновой набор этих воспоминаний можно прочитать здесь ; Овчаренко - украинец из-под Харькова, служил на Дальнем Востоке на одном из бронекатеров Амурской флотилии рядовым краснофлотцем. В июле 1941 года 22-х лет от роду осужден по самой распространенной политической статье 58-10 на восемь лет лагерей. «Горечь» - его повествование о себе в третьем лице. Главного героя он называет Павликом Ивановым. Над своими беллетризированными мемуарами он работал в течение двадцати лет. Наш экземпляр создан в 1990 г. В процессе подготовки комментария к воспоминаниям Овчаренко обнаруживаются сложные случаи, требующие помощи зала:

  1. Знатоки морского дела, это вопрос для вас: С рассветом катера поспешно двинулись в поход с этой извилистой речушки-ловушки Сунгач и к вечеру подошли к озеру Ханка. С повышенной бдительностью наблюдая за маньчжурской стороной, хорошенько унайтовались и, ласкаемые утренней прохладой, на полном ходу подошли в белой пелене тумана к городу Камень-Рыболов. Вопрос: Что значит «унайтовались»?
  2. А здесь требуется знание устного народного творчества: Часов в десять принесли баланду. (…) Павлик попробовал и не понял, что оно такое, - то ли суп, то ли борщ с зелёной капустой, то ли ещё что-то, приготовленное для свиней. После первой ложки на него напала невыносимая икота, и он поставил черепковую миску на пол. И вспомнил песню: «Как загляну я у миску, одна капуста и вода, а под этою капустой, червяков одни стада…». Вопрос: Что за песня вспоминается Павлику? Возможно, она украинская, возможно, блатная. И, кстати, «черепковая миска» означает «керамическая» или что-то еще?
  3. . Вопрос к историкам: - Да вы не на политиков, а на уголовников смахиваете! - бесится журналист. - Ой-ой-ой!!! Я дарю тебе эту проклятую тридцать пятую украинскую статью…. Да я с величайшим удовольствием поменяю свою политическую на любую уголовную, даже на несколько уголовных статей! (...) Какая радость, я иную статью подписал! Ура-а-а! Прощай, украинская тридцать пятая, статья проклятая! - сообщает с порога камеры наивный Павлик. Вопрос: Что за «украинская тридцать пятая, статья проклятая»? В действовавшем тогда Уголовном кодексе Украины статья, аналогичная 58-й из УК РСФСР, имела номер 54.
  4. А подсудимый, войдя в роль, продолжает ещё в камере бессонными ночами заученную цитату: «Жизнь я люблю! Жить я хочу! Но существовать не буду! Прошу дать мне расстрел!.. Я сказал всё!..» - и сел, не ожидая разрешения. Вопрос: Что за героическую цитату пересказывает Павлик в своем последнем слове перед советским судом? Вообще Павлик обладает хорошей памятью и, будучи отличником боевой и политической подготовки, напичкан разного рода афоризмами и речевыми штампами из репертуара советской пропаганды, так что искать надо, видимо, где-то в том направлении.
  5. Вопрос знатокам поэзии ХХ века: А мы не виноваты, Что не автоматы. Мы мятые, мы жатые, Но мы не виноватые. Мы только тварь живая У барского крыльца. И ржавые трамваи Ведут нас до конца. Вопрос: Чьи это стихи, как они называются в оригинале, когда написаны, правильно ли они цитируются? Вот здесь - http://exo.in.ua/?page=new&id=20474 этот текст с изменением последней строки («везут нас до кольца») приписывается Шаламову, но Овчаренко называет их автором некоего Владимира Алмени.
  6. После и одна из дочерей Михаила Ивановича Калинина отсидит в лагерях, испытает на себе адские работы, освободившись, будет работать даже стрелочницей, а пойдёт на пенсию - будет получать мизерную подачку и нигде не сможет добиться справедливости. Вопрос: Что известно о дочерях М.И. Калинина? Похоже, что Овчаренко пересказывает легенду, в которой судьба матери экстраполируется на судьбу дочери.
  7. У Овчаренко в описаниях тюремного и лагерного быта 1940-х годов не раз фигурирует махорка «Кварчели». Вопрос: что известно об этой марке махорки? Правильное название, возможно, «Ткварчели». В этом районе Абхазии действительно существовала и существует доныне табачная промышленность. Возможно, там выращивалась и производилась также и махорка.
  8. Требуется знание тюремного быта и специфических выражений. - Покурим, братишка! - нарушая тягостную тишину после дикого крика во дворе тюрьмы, обратился Павлик к курящему на нарах. - Он, Васятке оставляю! - Двадцать, Васятка! - Он, Юрчику оставляю! Хотя Павлик морячок, все же уголовники недолюбливают «контрика». Вопрос: Что эти люди сказали? И, кстати, сколько человек беседуют? Первая реплика принадлежит Павлику, вторая, очевидно, «курящему на нарах», третья, возможно, опять Павлику, а четвертая Васятке?..
  9. Бригадир ругает новоиспеченного зэка Павлика словом «флотонарец». Вопрос: кто знает такое слово? Сам себя Павлик часто именует морячком, а другие зэки кличут его «полундрой».
  10. Требуется знание тюркских языков. Зэки потешаются над своим товарищем-узбеком. Узбек, плохо говорящий по-русски, отбрехивается как может: - Нет, братцы, ему не лягушка попала, а целый поросенок, а он его хрумал и приговаривал: «Чушка якши!.. Чушка якши!..» - Свиной ты жеребец! Чушка чаман! Вопрос: Что такое «чаман»?
  11. У Овчаренко многократно встречается упоминание печки-сибирячки. Вопрос: Что это за печка такая?
  12. Вопрос в особенности к нашим читателям, живущим в Кемеровской области. Зимой 1941 - весной 1942 года заключенные Ахпунского лаготделения УИТЛК НКВД Новосибирской области (Кемеровская область будет создана позднее, в 1943-м) вручную ковыряют землю у реки Кондома где-то в районе Таштагола. Им говорят, что здесь «запланировано построить гидроэлектростанцию» для снабжения электроэнергией добычи железной руды, т.е., очевидно, для снабжения Темиртау. Вопрос: О какой ГЭС идет речь? Была ли она построена?
  13. Заключенные обсуждают, что гранит легче долбить, чем мерзлую глину, от которой отскакивает кайло. - Я так понимаю, - говорит Царев, - если уж гранит слабее этой глины, то нам братцы запевать здесь! Вопрос: В целом понятно, что имеет в виду персонаж воспоминаний, однако что все-таки можно сказать о слове «запевать» в данном случае?
  14. А вот вопрос для фольклористов: Гутарят заключенные между собой, что и в аду вначале так трудно, как в этом лагере, а потом привыкают и тысячелетиями живут. А рядышком с адом, через забор, так же как и через наш забор рабочей зоны, живут зажиточные святые, (…) пьют бокалы наливные и закусывают воблой и таранкой, а чтоб не бунтовали грешники, им тоже выдают бокалы, но без дна - и сколько бы ни черпал из этого чертовского котла, а выпить не может, по губам бежит, а в рот не попадает. Вопрос: Нет ли тут пересказа какого-нибудь духовного стиха, благочестивой легенды и т.п.?
  15. В лагерях в 1942 и 1943 гг. судьба свела Овчаренко с двумя врачами - женщиной и мужчиной, о которых ему рассказывали, что они были посажены по делу о смерти Максима Пешкова - сына Горького. Доктор Шапиро спасла его, когда он умирал от пневмонии. Она славилась среди заключенных как замечательный врач. Доктор Петров имел якобы срок 25 лет. Он как и Шапиро работал в заключении врачом, пользовался уважением начальства, его даже вызывали на консультации в сложных случаях. С Овчаренко он просто дружил. К сожалению, имена-отчества обоих не известны. На Третьем Московском процессе 1938 г., где в смерти Горького и его сына Максима Пешкова обвинили Ягоду, такие персонажи не фигурировали. Эти люди были важны для Овчаренко, он еще в 1989 г. искал их следы и хотел добиться реабилитации. Не знает ли кто-нибудь об этих людях?