Blog

Статья

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Миниатюра
Ребенок, мама и Другие
24 November 2014
111

Читатели блога Сахаровского центра, вероятно, помнят публикацию от 1 сентября нынешнего года о детском празднике с украинским этнокультурным компонентом. Его, напомним, организовали несколько московских семей, среди членов которых нет ни одного украинца. В ряду других материалов в нашем блоге эта история – одна из самых популярных. И вот продолжение. В студии проекта «Говорящие головы» встретились библиотекарь Ася Слепнева, инициатор того праздника, и педагог Ольга Диева. Беседовали о том, о чем – хочешь не хочешь – задумываются сегодня все ответственные родители: как говорить с детьми о политике, лезущей в уши отовсюду, как воспитывать их, погруженных в море невежества, лжи и агрессии, в духе толерантности к иным народам и культурам.


Читатели блога Сахаровского центра, вероятно, помнят публикацию от 1 сентября нынешнего года о детском празднике с украинским этнокультурным компонентом. Его, напомним, организовали несколько московских семей, среди членов которых нет ни одного украинца. В ряду других материалов в нашем блоге эта история – одна из самых популярных. И вот продолжение. В студии проекта «Говорящие головы» встретились библиотекарь Ася Слепнева, инициатор того праздника, и педагог Ольга Диева. Беседовали о том, о чем – хочешь не хочешь – задумываются сегодня все ответственные родители: как говорить с детьми о политике, лезущей в уши отовсюду, как воспитывать их, погруженных в море невежества, лжи и агрессии, в духе толерантности к иным народам и культурам. http://www.gogol.tv/video/1295

Говорили о том, о чем хочешь не хочешь задумываются сейчас все ответственные родители: как говорить с детьми о политике, которая отовсюду лезет им в уши, как воспитывать их в духе толерантности к иным народам и культурам, когда они повседневно погружены в море невежества, лжи и агрессии.

Как бы ни была хороша и заботлива семья, как бы ни была она просвещена в культурном и педагогическом отношении, но ребенок, выходя за пределы родного дома, неизбежно оказывается беззащитым и подверженным влияниям. Бациллу национального высокомерия и заразу ненависти он может подцепить где угодно - в детском саду, в школе, в гостях, во дворе, просто на улице, от учителей, одноклассников, соседей, просто прохожих. Социум, вхождение в который и составляет процесс взросления человека, переполнен отнюдь не благостными идеями и стереотипами.

Средства защиты от заразы известны - гигиена и развитие иммунитета.

С гигиеной все непросто. Отправляя детей в садик или в школу, многие родители искренне уверены, что передают своих чад в руки профессионалов, которые не только дурному не научат, а еще и разумное-доброе-вечное посеют в детских душах. Такое перекладывание ответственности за воспитание детей на тех, кто получает за это зарплату, дорого обходится многим семьям, когда родители вдруг не узнают своих отпрысков. Слышат в их словах, видят в их поступках отражение чего угодно, только не самих себя.

Чьи это дети, в конце концов, господа? Ваши или государственные?

Ася Слепнева и Ольга Диева как матери давно нашли ответ на этот вопрос и теперь делятся опытом. Разумеется, семья может и должна иметь решающее значение для формирование системы ценностей ребенка. И как бы ни хотелось оградить его от зла и грязи внешнего мира, иной раз благо состоит в том, чтобы вместе с ребенком отважно взглянуть в глаза злу и защитить его в этот момент всем своим своим родительским авторитетом. «Конечно, говорить с детьми о политике совершенно не нужно, но приходится», - констатирует Ася Слепнева и приводит пример. Шестилетний сын случайно замечает в ее компьютере ролик, где полицейские разгоняют женщин, вышедших с плакатами на пикет. Шок. Как такое может быть?! Ведь полицейские - хорошие. Они наши защитники, спасатели, герои. И вдруг они тащат в тюрьму тётенек, которые явно не делали ничего плохого. Как же так, мама? И мама объясняет сыну сложность этого мира, неизбежно разрушая гармонию его наивных представлений о собственной стране. Каждый растущий человек неизбежно проходит через эту драму, осознавая, что мир не так прост, понятен и добр, как ему раньше казалось. Пережить это можно по-разному. Можно лишь воображать, как много людей выносят из этого детского опыта и навсегда сохраняют в душе недоверие к внешнему миру, проживая целую жизнь с глубоко запрятанным страхом перед ним. От такого страха, от чувства собственного бессилия и беззащитности (совершенно детского чувства, даже если его переживает взрослый) - один шаг до ненависти и агрессии. Однако крушение иллюзий проходит не так травматично, когда рядом мама - сильная, уравновешенная, спокойно объясняющая, почему существование в мире зла вовсе не отменяет существование добра, и почему не надо бояться.

«Я считаю, что детям можно объяснять, что угодно, и про сложное устройство мира, и про сложные взаимоотношения, - утверждает Ольга Диева. - Главное нельзя

врать. Нужно говорить как есть». И тут же признается: «Я часто говорю, что я не знаю, как это объяснить».

Последние слова - не признак родительского бессилия. Напротив, это приглашение ребенка к самостоятельному размышлению. Это уже из области развития иммунитета.

Если вы слышите от ребенка уничижительное слово по отношению к людям другой культуры, не ругайте его; просто спросите: «А почему ты так думаешь об этом человеке? Что ты о нем знаешь? Ах, ничего? Ну, тогда давай, я тебе расскажу…»

Это совет из родительской практики участниц разговора, а вот практика педагогическая.

Ольга Диева ведет этнографический кружок для младшеклассников. Восьми-десятилетние дети приходят к ней с уже сложившимися стереотипными представлениями о многих народах. Разбить эти стереотипы, заменив их восторгом перед бесконечным разнообразием человечества - в этом она видит свою задачу. «Достаточно просто любопытства и удивления: Надо же, кто-то не такой как я, Ну ничего ж себе!», - рассказывает Ольга Диева. Стоит поменять угол зрения, и вот уже «не такой как я» перестает означать «хуже меня» и превращается в «такой же как я, но живущий по-другому». Познание этих отличий, увлекательные поиски объяснения многообразия культур, обычаев, образов жизни - самая естественная основа толерантности, уважения к Другому, будь то смуглый дядька с метлой во дворе или житель далекой страны, о существовании которой ты знаешь только из телевизора. Только бесстрашная открытость внешнему миру, только знания и неизменная самостоятельность мышления могут дать твердый иммунитет против невежественного высокомерия, против трусливой ненависти, против политических манипуляций. Дай бог такого иммунитета каждому взрослому…