Blog

Статья

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Страх, вина и насилие, или Почему за газ надо платить?
19 June 2013
211

В Сахаровском центре в рамках цикла "Выставка одного экспоната" состоялась презентация необычной книги


В Сахаровском центре в рамках цикла "Выставка одного экспоната" состоялась презентация необычной книги — изданного в 2001 году сборника работ победителей Всероссийского конкурса детского творчества на тему "Почему за газ надо платить", прошедшего в рамках газпромовской акции "Дети России — за порядок в экономике страны". Книга, изданная компанией "Межрегионгаз", содержит 370 индивидуальных и коллективных рисунков, стихов, басен, частушек, сказок, отобранных в 62 регионах страны, где проходил конкурс. Комментировал экспонат Юрий Кузнецов, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры стратегического управления и методологии планирования МИФИ, колумнист сайта InLiberty.ru. Видеозапись его выступления и последовавшей дискуссии можно посмотреть на сайте Gogol.Tv — http://gogol.tv/video/814#playAll.

В свое время появление этой книги повеселило блогосферу. Корявые стихотворные признания в любви "Газпрому" и "Межрегионгазу", наивные по форме, но идеологически выверенные рисунки... Что делает это странное издание на полке библиотеки Сахаровского центра рядом с книгами по истории тоталитаризма?

Конкурс, проведенный в целях корпоративного пиара, неожиданно для его организаторов оказался социологическим срезом невиданного масштаба.

По официальным данным, через него прошли около 10 миллионов российских детей — от детсадовцев до старшеклассников. Умножим эту цифру как минимум на два, поскольку старшие обычно помогают детям в решении творческих задач. Двадцать миллионов человек — это примерно каждый седьмой россиянин.


Фото: Сахаровский центр

Ничто не демонстрирует неразрывную взаимосвязь прошлого и настоящего нагляднее, нежели взросление детей. Десять миллионов несовершеннолетних конкурсантов с тех пор уже выросли и достигли возраста голосования. Это больше не "дети — наше будущее"; сегодня это взрослые — наше настоящее. Это значит, что говоря о том благополучно позабытом корпоративном конкурсе, мы обсуждали прошлое ради того, чтобы лучше понимать наш сегодняшний день. И когда речь заходит о так называемых "инфраструктурных отраслях" экономики, включая энергетику, где ценообразование несвободно и подчинено логике государственной политики, мы легко обнаруживаем в современном общественном сознании тот же "инфраструктурный" каркас, что и в общественном сознании 2001 года.


Фото: Сахаровский центр

В изображении юных победителей конкурса (а значит, и в воображении взрослых — членов жюри) неплательщик лишь в четверти случае предстает в виде бизнесмена или руководителя. Гораздо чаще в этой неблаговидной роли оказывается простой человек — такой же, как родители, соседи, учителя. А в нескольких работах в виде неплательщика — затравленного, парализованного ужасом от приближения неизбежного страшного возмездия со стороны газовиков — изображен ребенок, существо, по определению никак не причастное к оплате газа. Но ничто — ни возраст, ни уровень обеспеченности, ни место проживания, ни социальное происхождение, ни профессия не избавляют человека от вмененной ему вины. Сама по себе потенциальная возможность уклонения от оплаты газа ложится на каждого как первородный грех. Грех это смертный, ведущий как к гибели самого неплательщика от голода и холода в результате отключения газа, так и к крушению всей бюджетной цепочки. Недаром название газпромовской акции звучало как "Дети России — за порядок в экономике страны".


Фото: Сахаровский центр

Вот одна из детских работ — могучий атлант, перепоясанный поясом с надписью "Газпром", держит на плечах народное хозяйство, балансируя на доске с надписью "неплатежи". "Газпром" спасителен, потому что безальтернативен; покушающийся на благосостояние "Газпрома" покушается на всю Россию. Во всей книге не найти лучшей иллюстрации этой мифологемы.

"Как только вы выделяете какую-то отрасль экономики, цены в которой регулируются политическими решениями, деятельность этой отрасли становится частью политического процесса, — поясняет Юрий Кузнецов. — Политический процесс — это манипулирование властными отношениями, в том числе с применением приемов мобилизации общественного мнения и общественного бессознательного".

Оказание политического давления на неплательщика — не только реального, но и любого потенциального — такова была цель этого конкурса. К манипуляции чувством вины добавляется запугивание, манипуляция страхом. Образ неплательщиков, погибающих вследствие своей скупости или легкомыслия, оригинально оттенен образами безжалостных в своей правоте газовиков, представленных в виде... зубастых волков, неумолимо стучащихся в жилища беззащитных "козлятушек".

Покажите эти работы детскому психологу, социологу, политологу, и каждый из них увидит в них что-то свое. "Социальный выхлоп технической проблемы естественных монополий", — так на своем языке говорит об этом экономист Кузнецов, отрицающий само представление о естественности каких-либо монополий.

Доступ к газовой трубе служит человеку гарантией если не благополучия, то безопасности. Под угрозой отключения газа подопытные люди — маленькие и взрослые — ощущают страх и беспомощность как провинившиеся дети общего отца — "Газпрома". Страх, вина и насилие сводятся в единую патерналистскую парадигму.

Одна труба — один "Газпром" — одна Россия. Эта вертикаль в конечном счет привязывает каждого человека к верховной власти, венчающей так же вертикально выстроенное общество и государство. Разрушьте монополию, и эта связь рассыплется. Именно поэтому "естественные монополии" неприкосновенны, и каждое новое поколение россиян получает стандартную прививку страха, вины и насилия.

Вот почему эта книга попала в наше собрание. Она по-своему — странно, неожиданно, но внятно повествует о том же, о чем говорят сотни книг и музейных экспонатов Сахаровского центра — о колее, из которой скоро век как пытается, но все никак не может выбраться Россия.

Смешная книжка, да. Только очень страшная...