Блог

Новость

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке ЗАЯВЛЕНИЕ.
4 июня 2009
58

 

На рассмотрении в Таганском районном суде г. Москвы находится уголовное дело № 402588 по обвинению Ерофеева Андрея Владимировича и Самодурова Юрия Вадимовича в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части второй статьи 282 УК РФ. Им вменяется организация выставки «Запретное искусство–2006» в Музее и общественном центре имени А.Д.Сахарова, в чем сторона обвинения усматривает «действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признаку отношения к религии».

 

На выставке, ставшей поводом для возбуждения уголовного дела, были представлены произведения современных художников, не разрешенные к показу по цензурным соображениям в 2006 году художественными советами или директорами российских галерей и музеев. Цель выставки была определена организаторами как «мониторинг и обсуждение характера и тенденций институциональной цензуры в области культуры». По сути, художникам, правозащитникам, политикам, другим заинтересованным зрителям предлагалась иллюстрированная дискуссия о пределах допустимых ограничений свободы творчества. Организаторами были отобраны работы авторов, чье творчество представлено и выставлялось в крупнейших собраниях России и мира, в том числе работы Ильи Кабакова, Михаила Рогинского, Леонида Сокова. Произведения всех участников выставки неоднократно демонстрировались в Третьяковской галерее и Русском музее.

 

По-разному оценивая художественную сторону экспозиции и не вдаваясь здесь в эстетические, мировоззренческие и политические аспекты этого события, считаем необходимым заявить нашу позицию по правовой стороне данного уголовного дела.

 

Организаторам ставится в вину антихристианский и «прежде всего» антиправославный характер выставки. Согласно обвинительному заключению, «в результате проведения выставки «Запретное искусство 2006» граждане, приверженные традиционным культурным ценностям русского народа, в особенности, граждане, исповедующие православную веру либо выражающие принадлежность или предпочтительное отношение к православному христианству, в том числе и в наибольшей степени - посетители выставки, подверглись при просмотре указанных экспонатов сильнейшему психотравмирующему воздействию чрезмерной силы, несущему прямую угрозу целостности личности и разрушения сложившейся у них картины мира, что явилось психотравмирующим событием и сильнейшим стрессовым фактором для них, причинило им непереносимые нравственные страдания и стресс, а также чувства униженности их человеческого достоинства.»

 

При очевидной надуманности и даже абсурдности этих выводов (трудно представить, как в таком случае православные граждане переживают распространение миллионными тиражами «кощунственных» сочинений Пушкина, Толстого, Маяковского), можно допустить, что отдельные работы, представленные на выставке, действительно имели критическую или сатирическую антирелигиозную направленность. Но даже такая (в целом, неверная) оценка их содержания не дает никаких оснований для уголовного преследования.       

 

Атеистические, антирелигиозные и антицерковные убеждения и действия также защищены Конституцией России и нормами международного права, как и религиозные. Атеистическая и антирелигиозная пропаганда имеет равное с религиозной право на существование и в светском государстве не может быть запрещена.

 

Лежащая в основе демократической российской государственности и сохраняющая юридическую силу Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, в статье 14 гарантирует каждому свободу религиозной или атеистической деятельности. Согласно Декларации, каждый вправе свободно выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. Этот принцип соответствует закрепленным в Конституции РФ гарантиям свободы слова, совести и творчества, свободного распространения информации.

 

Имеется лишь одно специальное законное ограничение антирелигиозной деятельности. Оно установлено Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", запрещающим "проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания". Из этого следует, что вдали от объектов религиозного почитания, не говоря уже о помещениях, не имеющих никакого отношения к религии, размещение изображений, которые могут показаться некоторым верующим оскорбительными, вполне законно. Иное отношение законодателя к данной проблеме было бы неприемлемо для светского государства и вступило бы в противоречие с конституционным признанием идеологического многообразия. Запрещение, а тем более криминализация атеистической деятельности, включая творческую, означало бы по сути введение духовной цензуры, существовавшей в Российской империи, но запрещенной, как и любая цензура, в Российской Федерации.

 

Федеральный закон «О свободе совести…», устанавливающий обязанности государства по защите вероисповедных прав и свобод, исключает возможность безусловного запрета любой деятельности, которая по каким-либо причинам не нравится верующим и в отношении которой кто-либо из миллионов верующих заявит, что она оскорбляет его чувства. Чувства верующих ничем не отличаются от чувств других людей, в том числе атеистов.

 

В решении по делу «Институт Отто-Премингер против Австрии» от 20 сентября 1994 года Европейский Суд по правам человека указал: «У тех, кто открыто выражает свою религиозную веру, независимо от принадлежности к религиозному большинству или меньшинству, нет разумных оснований ожидать, что они останутся вне критики. Они должны проявлять терпимость и мириться с тем, что другие отрицают их религиозные убеждения и даже распространяют учения, враждебные их вере».

 

Такой же подход, основанный на принципах международного и отечественного права, применим к произведениям искусства, которое, как известно, всегда и повсюду высмеивало, пародировало, перефразировало религиозные догматы и тексты, потешалось над духовенством и обрядами. Немало примеров тому дает и русская народная культура, на ценности которой якобы покушались обвиняемые.

 

Безусловно, религиозные организации вправе запрещать или не рекомендовать своим последователям ходить в те или иные музеи, театры или другие заведения. Также церкви вправе выступать против тех или иных проявлений свободы творчества и противодействовать им всеми способами, не запрещенными законом.

 

Государство же не вправе действовать в интересах той или иной идеологии. Использование государством репрессивных мер в отношении одной из сторон идейного, культурного, религиозного противостояния абсолютно недопустимо.

 

Принцип идеологического плюрализма отнесен к основам конституционного строя: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (статья 14 Конституции РФ).

 

По делу «Хэндисайд против Соединенного Королевства» (решение от 7 декабря 1976 года) Европейский Суд признал, что защищаемая Европейской Конвенцией свобода выражения мнения «применима не только к информации или идеям, которые встречаются благосклонно или рассматриваются как безобидные либо безразличные, но и в отношении тех, которые задевают, шокируют или беспокоят государство или какую-либо часть населения. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет демократического общества».

 

Обвинение Ерофеева и Самодурова построено на извращенном толковании статьи 282 УК РФ. Применительно к выставочному делу эта статья в ее конституционном смысле должна была бы защищать творческую свободу от проявлений религиозной ненависти и вражды, возбуждаемой группой «верующих», пропагандирующих свое религиозное превосходство над неверующими гражданами и культурными меньшинствами. К сожалению, религиозно мотивированную ненависть и вражду к организаторам выставки поддерживает от имени государства прокуратура.

 

Организаторы выставки вражду и ненависть ни к кому не возбуждали, а сами стали жертвами вражды и травли со стороны «православной общественности», возбужденной самим фактом существования свободомыслия и инакомыслия.

 

Неправильное применение статьи 282 УК РФ подтверждается сравнением первоначальной, от 13 июня 1996 года, и действующей, от 8 декабря 2003 года, ее редакций.

 

По первоначальной редакции наказуемыми признавались действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. По действующей редакции преступными являются действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

 

Прежний текст защищал идеологизированные ценности (национальное, расовое, религиозное). По новой редакции объектом уголовно-правовой защиты являются человек или группа лиц. Состав преступления по статье 282 образует не распространение взглядов и идей, а возбуждение ненависти и вражды к людям, унижение их достоинства в зависимости от их принадлежности к определенным группам.

 

Ерофеев и Самодуров, организуя правозащитную аналитическую выставку, не совершали действий, направленных против граждан или групп граждан и наказуемых по статье 282 УК. Нет ни одного человека, который, посмотрев выставку, возненавидел бы православных христиан. Как следует из обвинительного заключения, по делу потерпевших нет. Следовательно, неизвестно, чье достоинство унижено. Если же некие группы лиц испытывают ненависть к другим людям и явлениям, из этого не следует, что последние ответственны за нетерпимость первых.

 

Настаивая на виновности организаторов выставки, российская прокуратура оказывается на стороне тех, кто обвинял евреев, цыган, коммунистов и художников, причастных к модернистскому «дегенеративному искусству», в том, что они существуют и тем самым портят жизнь правильной части населения.

 

Считаем уголовное преследование организаторов выставки «Запрещенное искусство – 2006» неправовым, грубо нарушающим Конституцию РФ и основные принципы международного права.

 

Призываем Вас указать государственному обвинителю, представляющему в процессе возглавляемую Вами единую централизованную систему российской прокуратуры, отказаться от обвинения по данному уголовному делу в целях его прекращения.

 
 
 
Председатель Общественной комиссии                                           С.А. Ковалев
по сохранению наследия академика Сахарова
 
 
Член Общественной комиссии                                                             А.П. Лавут
по сохранению наследия академика Сахарова
 
 

Эксперт Института прав человека                                                      Л.С. Левинсон

 
 
 
 

22 апреля 2009

  

 

Ответы, полученные из Прокуратуры:

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 08.05.2009.  > > >

Прокуратура города Москвы. 20.05.2009.  > > >

 

 
 

Начало суда 5 июня 2009 года в 14 часов в Таганском районном суде.
Адрес суда - Марксистский пер., д. 1/32. Станции метро «Таганская» или «Марксистская», идти по правой стороне ул. Таганской, (либо троллейбус 26, 27 от площади одну остановку), переулок с правой стороны, минут 10-15 пешком.